point

г.Киров, ул. Карла Маркса 47

Занятия с логопедом. На что обратить внимание родителям, рассказала специалист ЦСПП

Если ребенок начал заниматься с логопедом, готовьтесь к тому, что вы тоже участвуете в этом процессе. Мы поговорили с Дарьей Сунцовой, логопедом Центра социально-психологической помощи о роли родителей в этой совместной работе.

— Родителей интересует, много ли потребуется времени, чтобы добиться желаемого результата?

— Ответить на этот вопрос сложно, так как каждый ребёнок неповторим и зачастую непредсказуем. Например, звук Р у одного ребёнка можно поставить за 1-2 занятия, а у другого за полгода. И дело здесь не в профессиональном уровне логопеда. Работа пойдёт медленно при нарушении мышечного тонуса, аномалии строения зубов, языка, нёба или при укороченной уздечке, а также в тех случаях, когда родители не выполняют домашнее задание. Сформированный на логопедических занятиях навык нестойкий требует повседневного подкрепления.

— Как родитель может участвовать в работе помимо занятий логопеда?

— Посещая консультации, не стесняйтесь спросить, для чего используется то или иное упражнение, каких целей стремится достичь логопед, предлагая выполнять домашнее задание. Если вы заметите в своём ребенке, хоть небольшое изменение, обязательно отметьте это. Ведь каждое приобретение очень значимо, имеет причину и объяснение. Настройтесь на совместную работу с логопедом. Если дано домашнее задание, постарайтесь его добросовестно выполнить. Для того чтобы ребёнок перестал ошибаться в повседневной речи, довёл произнесение поставленного звука до автоматизма, необходима помощь родителей. Только при участии близких людей ребёнок сможет полностью преодолеть речевые недостатки. Не оставляйте своего ребёнка без вашей помощи, не будьте сторонним наблюдателем.

Первое, что родители должны сделать – научиться внимательно, слушать. Это не так просто, как кажется, так как вы привыкли к речи ребёнка, вы его и так понимаете. Вам должно «резать» слух.

— Когда лучше заниматься с ребенком?

— Заниматься с ребёнком нужно только в те моменты, когда он ничем не занят, не устал, у него хорошее настроение. Например, во время пешеходной прогулки, перед едой, укладывая ребёнка спать — в моменты эмоционального контакта. Продолжительность занятий должна быть небольшой 5-10 минут.

— Что делать, если не все получается?

— Занятия должны доставлять удовольствие как ребёнку, так и родителям. Не скупитесь на похвалу. Очень важно прививать ребёнку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Ни в коем случае не ругать за ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат. Если ребёнок категорически отказывается делать задание или у него или вас что-то не получается, оставьте всё как есть и обязательно посетите логопеда, расскажите, что именно не получается. Обязательно понаблюдайте, каким способами специалист привлекает внимание ребёнка и оказывает помощь.

— Какие рекомендации вы даете родителям, когда начинаете заниматься с детьми?

— Консультации проводятся в определённое для каждого ребёнка время, по предварительной записи. Обращайте внимание на информацию на стенде в группе, где будет сообщаться о назначенных консультациях с точным указанием времени проведения. На консультацию нужно приходить с конспектами домашних заданий, которые будет получать ребёнок на занятиях. Обязательно вклеивайте их в тетрадь по мере получения, так как выполнять задания необходимо ежедневно до получения следующего задания. Не стоит хранить домашние задания в файле в беспорядочном виде. Представьте себе, что вам врач назначил лечение и выздоровление ваше зависит от того как точно вы будете выполнять рекомендации врача.