point

г.Киров, ул. Карла Маркса 47

Возрастные кризисы: можно ли их избежать?

Что такое возрастной кризис? Можно ли его избежать и как бороться, если он наступил? Об этой важной теме поговорили психолог НОУ ЦСПП Вера Ивановна Лыскова и родители на очередном семинаре в рамках проекта «Городской семейный университет».

У каждого возраста есть масса своих особенностей, но в целом их проявления однаковы — упрямство, капризы, позиционирование личных интересов, стремление к обособленности. Самыми основными являются кризисы 1 года жизни, 3 лет, 7 лет и подростковый возраст.

Кризис 1 года самый неожиданный и трудно преодолимый для родителей. Маленький человечек еще недавно полностью зависел от мамы, дышал в ритме с нею, но затем все меняется. Он пробует ползать, говорить, ходить. Ему все интересно, ему хочется делиться, высказываться, но словарный запас еще слишком мал, чтобы его поняли. Непонимание со стороны взрослых влечет неудовлетворение желаний. В этом возрасте малыш впервые осознает, что он и мама — разные существа, он сопоставляет маленькое и большое, взрослых и детей, и несоответствия выливаются в первые протесты. Причина нежелания ребенка что-либо делать кроется в том, что родители стараются ускорить процесс освоения малышом действительно. Ему же надо все понять самому. Почему папа режет ножом, а мне нельзя? Он еще не знает, какие опасности влекут за собой те или иные действия. Ему нужно все попробовать самому, изучить пространство вокруг себя.

3 года — самый изученный кризис. К протестам и капризам добавляются упрямство, своеволие, деспотизм. Ребенок еще не понимает личных границ и границ безопасности, у него не сформированы причинно-следственные связи, но энергии и желания действовать — хоть отбавляй. В этом возрасте ребенок воспринимает взрослого как эталон поведения, быстро подмечает разницу между тем, что говорят взрослые и тем, что делают, и усваиваемые им модели социального поведения не могут не отражать на структуре его личности и психики. Если годовалый ребенок делает что-то просто, чтобы делать, то трехлетний делает уже с целью, и ему необходима похвала. В это время родители должны вложить в малыша много ценой информации, чтобы он «хочу» переводил в «могу», направить его усилия в нужное русло.

7 лет — в этом возрасте в жизни маленького человека все меняется. Раньше день его был распланирован: в садике все по расписанию, потом его забирают домой родители. Сейчас же он — уже самостоятелен, ответственен, игровая деятельность сменяется учебной. Настроение меняется из-за эмоционального шатания, вызванного переменами в организме: кости растут быстрее,чем внутренние органы. В этом возрасте ему хочется нарушать правило. Формируется чувство совести и стыда. Малыш начинает видеть свое несовершенство. Важно, чтобы родители с понимаем относились к ребенку в семилетнем возрасте, не давили на него учебой, так как важно, чтобы он принял новую ситуацию, и ему понравилось учиться.

 

Вера Ивановна остановилась подробно на подростковом, который неоднороден по годам. Например, в 13 лет у человека сильно падает самооценка, это самый суицидальный возраст, но в 14 уже формируется внутренний идеал, к которому надо стремиться. Для подростка большое значение имеет его окружение, так как ему жизненно необходимо находить общность с кем-то, осознавать, что он не один в этой большой Вселенной. В какую компанию он попадет, во многом зависит и от родителей.

В целом, психологи считают, что кризисов избежать нельзя. Человеческое развитие не остановить, ребенок должен развиваться через преодоление себя. характер формируется через отрицание. Задача родителей — правильно скорректировать свое поведение, быть внимательными к своим детям и помнить, что именно они являются для них основным примером.