point

г.Киров, ул. Карла Маркса 47

Влияние гаджетов на психику ребенка. Советы психолога

В век информационных технологий современные гаджеты настолько широко вошли в нашу жизнь, что нам уже трудно представить мир без них.Сегодня гаджет для человека является и средством общения, и средством получения информации, и показателем социального статуса, в результате чего каждый день он оставляет след на личности каждого и влияет на нас в течение всей жизни.

Сейчас уже с малых лет дети в той или иной степени знакомятся, пользуются телефонами, планшетами, компьютерами. Они вошли в обиход почти каждой семьи, дети разных возрастов активно пользуются гаджетами, как с целью развлечения, так и для учебы и познания мира.

Влияние гаджетов на психику ребенка, изображение №1

В связи с этим многие родители задумываются о том, насколько гаджеты влияют на ребенка, на сколько они безвредны, и как в последствии пользование гаджетами могут отразиться на психике, на развитие ребенка?

1.Психика детей подстраивается под технические приспособления, в результате меняются мышление и восприятие ребенка.

2.Яркие зрительные образы вызывают сильные эмоции, но оставляют равнодушным мышление ребенка, в результате главными каналами восприятия у него становятся зрение и слух.

3.Мозг ребенка насыщается зрительными и слуховыми впечатлениями, но испытывает дефицит в тактильных, обонятельных и осязательных ощущениях.

4.Ребенок автоматически «освобождается» от потребности активизировать свое воображение, ему уже предлагают стереотипную форму и яркий стимул, что может привести к тому, что ребенок будет фантазировать в одной плоскости миров, которые ему предлагает современная индустрия виртуального мира.

5.Такие увлечения не имеют ничего общего с личностным развитием, ведь они не стимулируют ни фантазию, ни воображение, ни творческое мышление. Кроме того вытеснение из жизни ребенка реального взаимодействия с окружающим миром может привести к развитию замкнутости, необщительности и неготовности ребенка к жизни в социуме.

6.Также ребенок не может справиться с переизбытком информации получаемой с помощью гаджетов, что приводит к нарушениям эмоционально-волевой сферы, дети становятся эмоционально неуравновешенными, неспособны контролировать свои действия, также у них может появляться ощущение плохого самочувствия, они становятся более подверженными стрессам.

7.В подростковом возрасте гаджеты несут в себе опасность появления интернет- зависимости. Интернет — зависимость — это расстройство психического характера, при котором человек очень навязчиво желает войти в глобальную сеть, социальные сети и неспособен выйти из нее вовремя.

Большую роль в развитии этой зависимости играет фактор анонимности. Дети получают возможность жить в Интернете двойной или тройной жизнью. В результате происходит расщепление личности, размывание представлений о самом себе.

Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп детей показал, что если они регулярно используют планшеты и смартфоны, то отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта.

Российские санитарные нормы не рекомендуют детям использовать гаджеты с высокочастотным электромагнитным излучением: телефоны, смартфоны, планшеты.

Помимо вреда от непосредственного излучения существуют и дополнительные факторы вреда здоровью и развитию ребенка от активного применения гаджетов:

Во-первых, у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы.

Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки. К тому же мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим конструктором, мозаикой.

Во-вторых, постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию.

В-третьих, регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется.

В-четвертых, постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению.

В-пятых, у детей, много и часто играющих в «стрелялки», искажается мировосприятие.

В-шестых, игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты уже красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает. Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось.

В-седьмых, игры вызывают зависимость у ребёнка.

Как выявить наличие зависимости у ребенка от гаджетов?

Необходимо понаблюдать за поведением ребенка и ответить на следующие вопросы:

-сколько по времени ребенок играет в компьютерные игры? Если больше часа в день – стоит задуматься.

-может ли ребенок занять себя игрой без компьютера, планшета, телефона?

-насколько легко можно отвлечь ребенка от гаджета, позвав его кушать, играть или спать?

-любит ли ребенок рисовать на бумаге, читать книги или слушать мамино чтение, либо же всему этому предпочитает гаджеты?

Исходя из честных ответов на эти вопросы, каждый родитель может понять, насколько влияние компьютерных игр на детей сильно в их случае.

Какие действия необходимо предпринимать, чтобы у вашего ребенка не формировалась или снижалась зависимость от гаджета?

— необходимо, закрепить в сознании ребенка, что пользоваться всей техникой нужно только с разрешения родителей, будь то телевизор, компьютер или планшет.

— в любом возрасте ребенок должен четко знать, какое количество времени в день ему можно проводить за компьютером, с планшетом, с телефоном. Это должно стать правилом, которое не обсуждается.

— на компьютере, планшете или телефоне должны быть установлены необходимые приложения по-возрасту и не должно быть ничего лишнего.

— для альтернативы гаджету у ребенка должно быть необходимое количество других игрушек, книг, наборов для творчества и для активных игр.

— если ребенок мало интересуется чем-то, кроме гаджетов, не переставайте предлагать ему новые и новые совместные игры и развлечения.

— играть почаще в совместные игры (не компьютерные), проводить время вместе.

— не стоит на глазах у ребенка играть в игры на компьютере, в телефоне, часто пользоваться гаджетами, ведь ребенок копирует поведение родителей. Научиться самим использовать гаджет дозировано, при необходимости

Что же можем сделать мы, родители, чтобы свести к минимуму отрицательное влияние использование гаджетов на своего ребенка?

Интересуйтесь своим ребенком больше, проводите с ним время почаще, любите, играйте вместе, уделяйте основное внимание деятельности, которая развивает и активизирует психику, таким как традиционное чтение, рисование, занятия музыкой, спортом, настольные игры, хобби, живое общение со сверстниками и родителями, и, конечно же, учите детей с самого маленького возраста адекватному и безопасному пользованию компьютерами и другими устройствами.