point

г.Киров, ул. Карла Маркса 47

«Семья – начало всех начал»

Сегодня мы поговорим с вами о ходе реализации проекта  «Маршрут социального успеха: инклюзивно ориентированное сопровождение воспитанниц интернатных учреждении  в предвыпускной и постинтернатный периоды», а именно об одном из маршрутов, семейно-родственном.

 

Ведут этот маршрут Марина Ивановна Лучинина, доцент, кандидат педагогических наук, и Волченкова Елена Валерьевна, также доцент и кандидат педагогических наук. В рамках маршрута реализуется образовательная программа «Семья — начало всех начал».

 

Вот что рассказывает о этой программе Елена Валерьевна:

 

Программа «Семья – начало всех начал» нацелена на создание условий для формирования у воспитанниц интернатных учреждений социально-психологической готовности к будущей семейной жизни.

 

Программа предусматривает проведение комплекса занятий. В двух учреждениях школе-интернате №1 (Нововятск) и детском доме (Киров) в настоящий момент вся программа реализована целиком, для девушек из детского дома в Белой Холунице проведено четыре занятия.

 

Тематика занятий интересна, выстроена в определенной последовательности. На первой встрече участницы в рисунке изображали свою родню, выделяли наиболее близкого, значимого человека в их ближайшем окружении, рассказывали про него и придумывали, какой подарок они хотели бы ему преподнести. На следующем занятии речь шла о симпатии, факторах, влияющих на ее возникновение, романтических отношениях, отличии влюбленности от любви; особо внимание участниц привлекли принципы так называемой «здоровой» любви. Логическим продолжением данного занятия стало обсуждение мотивов вступления в брак, цели семейной жизни.

 

Большой интерес девушек вызвало следующее занятие, на котором были сформулированы секреты семейного счастья – их кратко записывали на сердечках и складывали в шкатулку. Отдельное занятие было посвящено семейным конфликтам: их причинам, правилам поведения в конфликтах и их предупреждению. Участницы в подгруппах проигрывали конфликтные ситуации и предлагали пути их решения.

 

На начальных этапах становления семьи достаточно остро встает вопрос о распределении семейных обязанностей – на одном из занятий в игровой форме каждая девушка определяла, как предположительно будут разделены обязанности в ее будущей семье. Также участницы учились планировать семейный бюджет и узнали важные правила его рационального ведения.

 

Отдельное занятие было посвящено проблеме репродуктивного здоровья девушек: участницы открыли для себя общие законы семейного воспитания, разыграли ситуации, связанные с выбором того или иного стиля воспитания детей в семье, выяснили, по каким направлениям и в каких формах оно может осуществляться.

 

На итоговом занятии ведущие рассказали «Историю Маши и Димы», в которой были затронуты все основные моменты, рассмотренные в ходе реализации программы.

 

У нас, как ведущих, самое благоприятное впечатление от участия в программе, так как девушки охотно шли на контакт, проявляли заинтересованность, иногда в хорошем смысле удивляли своими суждениями и взглядами. Определенные трудности возникли при разработке занятий, поскольку материал приходилось адаптировать под возрастные особенности аудитории, придумывать примеры для иллюстрации отдельных моментов, а также сложно было сделать так, чтобы на каждом занятии обеспечить включение участниц в разнообразные виды деятельности.

Стоит отметить большую роль студентов-наставников, которые помогают не только своим участием в качестве старших подруг, также на них возлагается часть ответственности по проведению занятий. Семейно-родственный маршрут помогают провести Кокорина Евгения и Крылатова Ольга, студенты ВятГГУ.

Кокорина Евгения о проекте и участницах:

Могу сказать, что с девочками мы достаточно быстро нашли общий язык. Девчонки начали активно добавляться в друзья в социальных сетях, писать сообщения, рассказывать о себе, о жизни в интернате.

Все разные, не смотря на то, что находятся в одинаковых условиях – в детском доме. У каждой своя жизненная история, свои взгляды на жизнь, ценности, приоритеты. Моё внимание привлекла Лена потому, что она очень старается быть, казаться взрослой. Неожиданно открытыми для меня оказались девочки из Белой Холуницы, которые вначале знакомства, на тренинге, держались довольно обособленно, закрыто. Но при дальнейшем общении девочки раскрылись по-другому: охотно рассказывали о себе, но избегали тем, связанных с учебой. Можно о каждой девочке сказать много хорошего.

Очень хочется каким-то образом помочь девочкам, возможно советом, ответом на интересующие вопросы. Хочется, чтобы они всего добились в жизни, тем более, среди девочек есть очень амбициозные.