РЕЗОЛЮЦИЯ II Съезда некоммерческих организаций России и Всероссийской конференции «ГОСГРАНТ 2011»
Государственная политика в области развития некоммерческого сектора России
Механизмы участия институтов гражданского общества
в системе государственного и общественного управления
Роль НКО в обеспечении национальной и политической стабильности
Совершенствование системы государственной поддержки
социально значимых проектов
19-21 октября 2011 года в Москве 628 делегатов – представителей наиболее авторитетных некоммерческих организаций из 73 субъектов РФ приняли участие во
II Съезде некоммерческих организаций России и Всероссийской конференции «ГОСГРАНТ 2011». Официальные делегации Съезда формировались в сотрудничестве с администрациями субъектов РФ. В ходе мероприятий были сделаны предложения по участию НКО в обеспечении национальной безопасности и политической стабильности, совершенствовании системы политического и государственного управления, осуществлении общественного контроля над государственными расходами, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Делегаты Съезда обсудили основные принципы новой национальной идеи, позволяющей вовлечь граждан в модернизационные процессы и обеспечивающей стремительное экономическое и социальное развитие страны.
Съезд прошел в Российской государственной библиотеке при поддержке Государственной Думы ФС РФ, ВПП «Единая Россия», Правительства Москвы и Агентства стратегических инициатив. Организаторы – Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО» и Общественный совет информационного развития «Росинформразвитие». Генеральный партнер – Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее», эксклюзивный партнер – Благотворительный фонд Олега Дерипаски «Вольное дело», партнер секций – компания «Майкрософт», оператор – Группа компаний «Информ Девелопмент».
Тысячи представителей некоммерческих организаций приняли участие в мероприятиях Съезда в режиме видеоконференции. Трехдневную он-лайн трансляцию обеспечила компания КОМДИ.
Делегаты Съезда констатировали, что на сегодняшний день некоммерческий сектор России является в определенной степени сформированным, но недостаточно развитым. При этом, институты гражданского общества получают все больше и больше законных полномочий влияния на процессы, происходящие в различных отраслях, могут достаточно эффективно отстаивать свои права и права граждан, оказывать социальные услуги населению, при этом, порой, серьезно конкурируя с государственными учреждениями.
По мнению делегатов Съезда, потенциал некоммерческого сектора в нашей стране остается существенно не раскрытым. Отсутствуют четкие механизмы влияния институтов гражданского общества на законодательную деятельность. Недостаточно эффективны инструменты взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти, общественными палатами. Отсутствует эффективно работающая система общественного контроля над государственными расходами.
В частности, руководители некоммерческих организаций настаивают на том, что система государственного управления может работать эффективно только при наличии четко выстроенного механизма обратной связи с общественными структурами, населением.
На основании анализа докладов и проработки предложений делегатов Съезда, была подготовлена резолюция, включающая:
предложения по совершенствованию государственной политики в области развития некоммерческого сектора России и механизмов участия институтов гражданского общества в системе государственного и общественного управления;
предложения по доработке законодательных и нормативно-правовых актов в сфере некоммерческих организаций, проведению мер по исполнению законов, а также информированию НКО о законодательных и нормативно-правовых новшествах;
предложения по совершенствованию государственной политики в области господдержки социально значимых проектов;
рекомендации социально ориентированным некоммерческим организациям;
предложения по осуществлению государственной политики РФ в части обеспечения политической стабильности, в сферах межнациональных отношений, демографической ситуации, образования и регионального развития, развития информационного общества и инновационной экономики, поддержки лиц с ограниченными возможностями;
предложения Организационному комитету по сопровождению выполнения резолюции и организации III Съезда НКО России в 2012 году.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Предложения по совершенствованию государственной политики
в области развития некоммерческого сектора России и механизмов участия институтов гражданского общества в системе государственного и общественного управления.
1. Разработать концепцию (основы) государственной политики в области развития некоммерческого сектора, в которой будут определены принципы, цели и основные направления государственной политики в области развития некоммерческого сектора. Основы государственной политики должны включать в себя механизмы участия некоммерческого сектора в обеспечении национальной безопасности и политической стабильности, задавать вектор развития гражданского общества в России, определять приоритеты государства в деятельности некоммерческих организаций (такие как гармонизация межнациональных отношений, вовлечение граждан в модернизационные процессы, повышение правовой грамотности населения и др.)
Адресовать: Управлению Президента Российской Федерации по внутренней политике, Совету Безопасности Российской Федерации.
2. Рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» в части формирования Общественной палаты РФ. Настоящий закон определяет регламент выбора членов Общественной палаты РФ, в котором Президент Российской Федерации утверждает 42 члена Общественной палаты РФ, которые, в свою очередь, выбирают 42 члена Общественной палаты РФ из числа представителей общероссийских общественных объединений и, затем, избираются следующие 42 члена из числа представителей межрегиональных и региональных общественных объединений. Предлагается в будущем предусмотреть механизм, обеспечивающий качественную ротацию членов Общественной палаты РФ, и исключающий возможность дублирования состава Общественной палаты РФ. Также предлагается установить фиксированные сроки пребывания членов в составе Общественной палаты РФ: не более двух созывов подряд, не более четырех за все время. Законодательно закрепить стандарты формирования региональных и местных общественных палат.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации.
3. Разработать и предложить внести субъекту законодательной инициативы проект закона, предусматривающий процедуру проведения обязательной общественной экспертизы рассматриваемых законопроектов в Государственной Думе ФС РФ. В проекте закона предусмотреть, что в случае, если в результате общественной экспертизы законопроекта автор законодательной инициативы не внес рекомендуемые изменения в свой вариант поправки, то при рассмотрении законопроекта Государственной Думой ФС РФ во втором чтении ответственный комитет ГД наряду с таблицей поправок, одобренных комитетом, таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, таблицей поправок, по которым не было принято решений, должен будет предоставить таблицу поправок, одобренных общественной экспертизой и таблицу поправок, не одобренных общественной экспертизой.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Проработать механизм включения некоммерческих организаций в процесс получения обратной связи от населения в сфере государственного и политического управления, защиты прав и свобод человека и гражданина. В частности, рассмотреть возможность организации специальных «общественных приемных» на базе региональных и муниципальных НКО.
Адресовать: Политическим партиям Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации.
5. Создать систему общественного контроля эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих. Предполагается, что система будет представлять из себя открытый ресурс, на котором некоммерческие организации смогут оценить деятельность того или иного государственного служащего, а вышестоящее руководство в обязательном порядке должно отреагировать на полученный отзыв. Рассмотреть вопрос о введении публичных контрольных оценок, влияющих на оплату труда государственных служащих.
Адресовать: Общественной палате Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Проработать возможность закрепления процедур участия НКО в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления. Разработать механизмы стимулирования участия НКО в деятельности ОГВ.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации.
7. Создать механизм, предусматривающий участие некоммерческих организаций в разработке и экспертизе нормативно-правовых актов, включая разработку требований, предъявляемых к работам и услугам для государственных и муниципальных нужд. Обеспечить включение в конкурсные комиссии представителей некоммерческих организаций.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления.
8. Совместно с некоммерческими организациями субъектов РФ
провести исследование среди граждан по определению приоритетных направлений в реализации системных социально значимых проектов. Результатом данной работы должен стать перечень проблематик субъектов РФ, на решение которых должны быть направлены социально значимые проекты, набор приоритетных направлений в реализации социально значимых проектов, распределенный по всем субъектам РФ. На основании этого исследования предлагается провести научно-исследовательскую работу, посвященную разработке специальных программ поддержки социально значимых проектов в соответствии с определенными приоритетными направлениями. Результаты НИР предлагается рекомендовать структурам, осуществляющим государственную поддержку социально значимых проектов на федеральном и региональном уровнях, для использования при проведении конкурсов по предоставлению господдержки.
Адресовать: Министерству экономического развития Российской Федерации.
9. Привлекать НКО к участию в конкурсах на право заключения государственного контракта для выполнения работ (оказания услуг) для государственных и муниципальных нужд в части оказания социальных услуг населению. Предоставлять целевые потребительские субсидии (ваучеры, сертификаты) потенциальным получателям социальных услуг с тем, чтобы они сами выбирали организацию (из числа аккредитованных государственных и некоммерческих), в которую можно обратиться за помощью.
Адресовать: Федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления.
10. Разработать регламенты оказания некоммерческими организациями социальных услуг населению. При разработке регламентов, учесть возможность добровольной сертификации.
Адресовать: Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации.
11. Создать механизмы разукрупнения лотов при проведении конкурсов на право заключения государственного контракта на оказание услуг социального характера.
Адресовать: Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе.
12. Усовершенствовать в законодательно-правовой системе РФ применение некоммерческими организациями модели «эндаумента» – определенного объема финансовых средств, вкладываемого в некоммерческую организацию на определенных условиях и наполняемого преимущественно за счет благотворительных пожертвований, и необходимого для обеспечения частичной независимости от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений, финансовой стабильности посредством получения гарантированного дохода, формирования долговременного источника финансирования определённой некоммерческой деятельности. Разработать нормативное регулирование, выстроить специальную модель бухгалтерского учета, сформулировать требования, которые будут предъявляться к отчетности при такой финансовой модели существования НКО.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
13. Создать соответствующую нормативную базу и закрепить законодательно понятие «социальное предпринимательство», создать отдельное направление в системе государственного финансирования – поддержку проектов в области социального предпринимательства.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации.
14. Провести комплекс мероприятий в СМИ на федеральном и региональном уровнях, направленных на привлечение внимания широкой общественности к вопросам оказания некоммерческими организациями социальных услуг населению и развития модели социального предпринимательства, а также информационную и просветительскую кампанию для расширения сети социальных предприятий, в том числе направленных на развитие института социальной рекламы.
Адресовать: Министерству экономического развития Российской Федерации.
15. Создать постоянно действующий орган (Ассоциацию) социально ориентированных некоммерческих организаций. Предполагается, что полноправные члены Ассоциации будут представлены в субъектах РФ и являющиеся региональными ресурсными центрами по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.
Адресовать: некоммерческим организациям Российской Федерации.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере некоммерческих организаций, проведению мер по исполнению законов, а также информированию НКО об изменениях законодательства.
1. Внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части определения ответственности за нарушение статьи № 40 Федерального закона «Об общественных объединениях», в которой речь идет о том, что «Государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям вследствие нарушения указанными органами и их должностными лицами настоящего Федерального закона, а также других законов об отдельных видах общественных объединений, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством Российской
Федерации». В настоящее время в КоАП РФ не предусмотрена ответственность за причинение ущерба общественным объединениям.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Провести проверку наличия и содержание (выборочно) реестров социально ориентированных некоммерческих организаций, которые должны быть созданы федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями, оказывающими поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с пунктом 1. статьи 31.2. Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Адресовать: Министерству юстиции Российской Федерации.
3. Создать федеральную систему информирования некоммерческих организаций о законодательных и нормативных новациях, предусматривающую использование базы данных электронных адресов некоммерческих организаций. В данную систему также предлагается включить оповещения о необходимости сдачи годовой отчетности в Минюст РФ.
Адресовать: Министерству юстиции Российской Федерации.
4. Провести мониторинг выполнения Федерального закона от 05.04.2010
№ 40−ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» в субъектах РФ. Рассмотреть вопрос о создании специальной комиссии по обеспечению выполнения Федерального закона от 05.04.2010
№ 40−ФЗ в субъектах РФ.
Адресовать: Министерству юстиции Российской Федерации.
5. Проработать вопрос о предоставлении специальных налоговых льгот средствам массовой информации, взаимодействующих с социально ориентированными некоммерческими организациями и публикующих социально значимую информацию.
Адресовать: Федеральной налоговой службе Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Проработать вопрос об изменении налогового законодательства в части значительного уменьшения (отмены) взносов в государственные внебюджетные фонды, а также значительного уменьшения (отмены) налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для сотрудников некоммерческих организаций. Данные меры окажут значительную поддержку в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, а также окажут дополнительное стимулирование граждан РФ к участию в реализации социально значимых проектов.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пенсионному фонду Российской Федерации, Федеральной налоговой службе Российской Федерации.
7. В качестве дополнительного стимула к развитию социального предпринимательства, проработать вопрос о снижении налога на добавленную стоимость (НДС) для социально ориентированных некоммерческих организаций.
Адресовать: Федеральной налоговой службе Российской Федерации.
8. Установить единый фиксированный срок необходимой активной работы некоммерческой организации для участия в конкурсах на получение государственной поддержки из средств регионального бюджета в размере одного года с момента государственной регистрации.
Адресовать: Администрациям (Правительствам) субъектов РФ.
9. Издать специальный сборник, публикуемый в печатном и электронном видах, содержащий подробные описания применений Федерального закона от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Обеспечить рассылку сборника в электронном виде по базе данных адресов электронной почты социально ориентированных некоммерческих организаций.
Адресовать: Общественной палате Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации.
10. Разработать и утвердить закон о волонтерской деятельности, а также связанный с этим ряд изменений в другие законы.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации.
11. Проработать возможность внесения поправок в Федеральный закон
«О некоммерческих организациях» по части включения такой формы некоммерческих организаций, как «Творческие организации» и «Творческие союзы».
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации.
12. Проработать возможность внесения поправок в Трудовой кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ, связанных с введением такого вида трудовой деятельности, как творческий труд. На данный момент творческие работники (художники, поэты, композиторы и пр.) приравниваются к субъектам малого бизнеса или частным предпринимателям. Как следствие, сегодня у людей творческих профессий отсутствует трудовой стаж, нет оплачиваемого отпуска вследствие временной нетрудоспособности, женщины не могут уйти в оплачиваемый отпуск вследствие беременности и др.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Предложения по совершенствованию государственной политики в области господдержки социально значимых проектов.
1. Проработать вопрос о значительном увеличении выделяемых средств на поддержку деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и на реализацию социально значимых проектов (до 10 млрд. рублей в год). Необходимость увеличения финансирования обусловлена тем, что меры по расширению масштабов деятельности НКО следует рассматривать не столько как поддержку третьего сектора, а как создание условий для социального партнерства и межсекторного взаимодействия в решении социальных проблем и задач, развитию механизмов предоставления социальных услуг населению, вовлечение некоммерческих организаций в решении стратегических задач государства.
Адресовать: Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации.
2. Разработать федеральный закон о выделении субсидий (грантов) из средств бюджета (по аналогии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94−ФЗ г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). На данный момент выделение субсидий (грантов) осуществляется в соответствии с постановлениями государственных структур, осуществляющих государственную поддержку социально значимых проектов.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Рассмотреть вопрос о выработке четкого регламента проведения конкурсов некоммерческими неправительственными организациями, участвующими в развитии институтов гражданского общества (грантооператорами), которым предоставляются субсидии на основании Распоряжения Президента Российской Федерации «Об обеспечении государственной поддержки некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества». Разработать механизм и критерии отбора социально значимых проектов. Проработать возможность о включении регламента, механизма и критериев отбора социально значимых проектов некоммерческих организаций в Распоряжение Президента Российской Федерации, выпускаемое в 2012 и последующих годах, в виде приложений.
Адресовать: Управлению делами Президента Российской Федерации.
4. Изменить на законодательном уровне сам принцип отбора проектов: эксперты организаций, распределяющих гранты, должны в первую очередь оценивать состоятельность и заслуги организаций-грантозаявителей: когда и кем создана; статус (сельская, городская, региональная, межрегиональная, федеральная, международная); когда и в какие сроки ранее выполнены социально значимые проекты; их масштаб, результаты, подтвержденная польза, количество отзывов в СМИ и сети Интернет, наличие отчетов, ранее размещенных для общественного доступа. От этого должна зависеть и сумма гранта. Любая организация, получившая грант, сможет подать документы повторно, только пропустив конкурс следующего года. Альтернативный механизм на подобный проект распределения господдержки, который был предложен делегатами, позволит получить финансирование значительно большему количеству организаций, критерии отбора в этом случае будут очевидными.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации.
5. Разработать нормативно-правовую документацию и внести соответствующие поправки в законы, которые бы обязали грантооператоров, проводящих конкурс и организующих заседания нескольких экспертных комиссий по данному конкурсу в течение года, незамедлительно опубликовывать в СМИ (на сайте грантооператора) результаты заседаний таких комиссий с обязательным перечислением организаций, получивших гранты, и выделенных им средств. Кроме того предлагается публиковать остаток общей грантовой суммы после каждого этапа. Необходимо также объявлять на сайте грантооператора о дате каждой подобной конкурсной комиссии не позднее, чем за две недели до ее проведения.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе.
6. Подготовить нормативную базу, которая бы легла в основу перевода подачи заявок в электронный вид, а также исключить такие требования грантооператоров, как распечатка полного пакета документов для нескольких (в отдельных случаях до девяти) экспертов.
Адресовать: Министерству экономического развития Российской Федерации.
7. Разработать эффективный механизм осуществления мониторинга программ (проектов), получивших финансирование, а также обеспечить открытость и публичность результатов работы подобного рода мероприятий на постоянной основе.
Адресовать: Министерству экономического развития Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации.
8. Принять меры на законодательном уровне по сопровождению конкурсов контролем со стороны правоохранительных органов, независимых СМИ и местных властных структур.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе.
9. Ввести на законодательном уровне требование к получателям наиболее крупных (финансово-емких) грантов отчитываться перед НКО-сообществом посредством телевидения, радио, различных онлайн сервисов. Как вариант, предлагается включить отдельным пунктом в договор с таким грантополучателем обязательное освещение результатов его работы в СМИ.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
10. Сформировать обязательный перечень СМИ, на которых заблаговременно будет опубликована конкурсная информация. Усилить требования к освещению сроков, критериев и документации конкурсов организациями-грантооператорами.
Адресовать: Федеральной антимонопольной службе.
11. Рассмотреть вопрос об организации грантовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в виде обеспечения руководителя НКО заработной платой в размере одного минимального размера оплаты труда. Получение такой субсидии предлагается сделать возможной на конкурсной основе и только в случае осуществления руководителем организации социально значимой деятельности.
Адресовать: Министерству экономического развития Российской Федерации.
12. Предоставить возможность и разработать регламент внесения НКО, занимающихся социальным предпринимательством, в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для возможности получения дополнительной поддержки от структур поддержки малого и среднего бизнеса.
Адресовать: Министерству экономического развития Российской Федерации.
РЕКОМЕНДАЦИИ СТРУКТУРАМ, ПРОВОДЯЩИМ КОНКУРСЫ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ (ГРАНТООПЕРАТОРАМ)
1. Организовать единую общероссийскую сеть грантооператоров, распределив между такими организациями те направления, на которые выделяется финансирование. Располагая сетью, обладая общей идеологией, целями и задачами, появятся новые возможности экспертизы и сотрудничества.
2. Рассмотреть вопрос о проведении конкурсов по предоставлению государственной поддержки по федеральным округам, распределив выделенные средства между округами пропорционально количеству некоммерческих организаций и количеству жителей – потенциальных благополучателей (целевая аудитория).
3. Разделить конкурсы по предоставлению государственной поддержки на реализацию социально значимых проектов, предусмотрев конкурсы для системно реализуемых программ, ранее получавших господдержку, и для новых проектов (инициатив), ранее не получавших господдержку.
4. Включить в результаты проведения конкурсов по предоставлению господдержки на реализацию социально значимых проектов, публикуемых на официальных порталах грантооператоров, информацию по каждому поданному проекту в виде матрицы балов по всем критериям отбора.
5. Рассмотреть возможность организации региональных конкурсов, поскольку это позволит лучше понять местные проблемы развития гражданского общества (представители регионов отметили незнание федеральными экспертами ситуации «на местах» и предложили часть президентских грантов распределять в субъектах РФ), либо включать в состав федеральных экспертных комиссий специалистов из регионов, в т.ч. удаленно, консультативно.
6. Провести комплекс мер по информированию (учебе) грантозаявителей о последних требованиях к оформлению конкурсной документации, грамотному заполнению заявок. Особое внимание участников Конференции привлек тот факт, что документы, подаваемые на конкурс, оформляются ими в большинстве случаев поверхностно, неаккуратно, а, порой, безграмотно, что вызывает постоянные претензии организаторов конкурса и резко снижает вероятность успеха.
7. По возможности перевести подачу заявок в электронный вид, а также полностью исключить такие требования, как распечатка полного пакета документов для большого количества экспертов. Необходимо также определить более удобный с технической точки зрения формат грантовой заявки.
8. Упростить требования к первичным заявкам путем проведения конкурса концепций проектов и проводить конкурс в два этапа. При этом только на втором этапе конкурса авторы отобранных концепций могут предлагать развернутый проект с детализированным бюджетом. Соответственно, это приведет к упрощению как проведения конкурса (для грантооператоров), так и участия в нем (для НКО).
9. Заранее публиковать график проведения семинаров, посвященных участию некоммерческих организаций в конкурсах по предоставлению государственной поддержки на реализацию социально значимых проектов. Предусмотреть проведение таких семинаров не менее одного раза в месяц. Организовать обязательное приглашение для участия в семинарах руководителей некоммерческих организаций, ранее подававших свой проект для получения господдержки.
10. Сообщать грантозаявителям даже короткое содержание экспертизы, при этом фамилии экспертов могут не оглашаться, а, например, быть пронумерованы. Для рассмотрения жалоб грантозаявителей предлагается создать апелляционную комиссию (интересен в этом случае опыт ЮНИСЕФ, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонда Бортника) и др., когда грантозаявитель может лично защищать свой проект, а жюри открыто высказывает свои замечания, задает вопросы и т.п.).
11. Отменить требование по открытию дополнительных счетов в определенных банках (т.к. это приводит к удвоению работы бухгалтерии).
12. Уделить особое внимание проектам в области межнациональных отношений и толерантности, по популяризации здорового образа жизни и противодействию распространению наркотиков, по помощи лицам с инвалидностью, а также по привлечению граждан к активной жизни в информационном обществе.
13. Негосударственным фондам, осуществляющим поддержку некоммерческих организаций, рассмотреть возможность организации специальных грантов, направленных на повышение квалификации руководителей НКО и получение ими международного опыта в реализации социально значимых проектов. В частности, выделения грантов на зарубежные командировки руководителей некоммерческих организаций и проведение встреч с представителями зарубежных НКО.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Рекомендации социально ориентированным некоммерческим организациям.
1. Внимательно ознакомиться с федеральными законами и нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность некоммерческих организаций, в том числе и меры по поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. К данным документам относится:
Федеральный закон от 05.04.2010 № 40−ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7−ФЗ «О некоммерческих организациях».
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94−ФЗ г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».
2. Ориентировать реализуемые социально значимые проекты в соответствии приоритетами государства на реализацию социально значимых проектов и развитие отраслей экономики. Для выполнения данной меры, рекомендуется ознакомиться с документами, определяющими государственные приоритеты (такими, как Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, действующие Государственные программы и Федеральные, а также региональные целевые программы).
3. Проработать вопрос финансовой устойчивости реализуемых социально значимых проектов, в том числе и с применением основных принципов социального предпринимательства. Грантовое финансирование предусматривает поддержку социально значимых проектов только на первых этапах, в результате которых должна быть обеспечена финансовая стабильность проекта за счет других источников.
4. Активно использовать инструменты информационного общества в реализации социально значимых проектов, а также в целях эффективного взаимодействия с государством. Руководителям и сотрудникам НКО рекомендуется фундаментально изучить инструменты электронного правительства (в том числе, портал государственных и муниципальных услуг), так как это позволит гораздо результативнее отстаивать права и свободы граждан, являющихся целевой аудиторией некоммерческой организации.
5. Осваивать «нефинансовые» виды поддержки некоммерческих организаций, предусматривающих безвозмездное предоставление производителями своей продукции, обеспечение фондами, поддерживающими НКО, юридической, консультационной и иной поддержки. Зачастую, такой вид поддержки является более эффективным, чем финансовая. В качестве примера можно привести следующие программы крупных организаций и фондов по поддержке НКО:
Программа «ИнфоДонор», в рамках которой некоммерческим организациям в виде пожертвования предоставляется самое современное программное обеспечение Microsoft .
Всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель», организуемый Фондом региональных социальных программ «Наше будущее». Победителям данного конкурса предоставляется возможность получения беспроцентного кредита размером до 10 млн. рублей на развитие социального предпринимательства.
Программа «RU-CENTER – будущему» компании RU-CENTER. В рамках этой программы социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются услуги по регистрации доменного имени и предоставлению хостинга (места на сервере для размещения сайта) на безвозмездной основе.
6. Создать организацию (ассоциацию, совет, союз) которая взяла бы на себя миссию и ответственность по информированию организаций, в первую очередь НКО, о возможностях и сроках получения государственных субсидий и негосударственных субсидий, а также с помощью самих НКО вела бы на постоянной основе общественный рейтинг активностей этих организаций.
На Конференции отмечена недостаточная информированность граждан о существовании и деятельности институтов гражданского общества. Также делегаты заметили, что на данный момент наблюдается отсутствие скоординированных действий «по горизонтали» внутри самого некоммерческого сектора. Особое внимание было уделено недостаточному проникновению информационных технологий в некоммерческие структуры. Организация, созданная самими НКО, могла бы быть нацелена на решение вышеописанных проблем, а также вести собственный рейтинг НКО, к которому могли бы обращаться грантооператоры и экспертное сообщество.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Предложения по осуществлению государственной политики РФ в части обеспечения политической стабильности, в сферах межнациональных отношений, демографической ситуации, образования и регионального развития, развития информационного общества и инновационной экономики, поддержки лиц с ограниченными возможностями.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ
1. Проработать вопрос об изменении документов, регламентирующих деятельность членов Совета Федерации ФС РФ и депутатов Государственной Думы ФС РФ в части внесения в перечень обязанностей члена СФ ФС РФ и депутата ГД ФС РФ проведение не менее определенного количества мероприятий с гражданами тех субъектов, от которых они выдвинуты, (т.н. «форумов общественности») по обсуждению законодательства. Данная мера не только позволит получить качественную обратную связь от населения, но и повысить авторитет власти среди граждан.
Адресовать: Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство о некоммерческих организациях, которые обязали бы НКО предоставлять информацию о деятельности органов государственной власти по запросу вышестоящих органов государственной власти. Предусмотреть также соответствующую форму депутатского запроса.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Рассмотреть возможность организации на государственном телевидении и радио регулярных программ по правовому просвещению населения, включающих актуальную информацию об изменениях в законодательстве.
Адресовать: Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям.
СФЕРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Рассмотреть вопрос об увеличении финансирования на проведение дней культуры народов России, в том числе и в субъектах РФ. В качестве комплексного проекта, предлагается провести в субъектах РФ фестивали культуры народов России с учетом региональной специфики. Привлекать к подобным мероприятиям местные НКО.
Адресовать: Министерству культуры Российской Федерации.
2. В целях защиты культуры и языков национальных меньшинств, сформировать перечень языков, для которых необходима разработка шрифтов, используемых в массовых текстовых компьютерных программах. Разработать техническое задание на создание шрифтов и обратиться с этой инициативой к производителям шрифтов. Разработанные шрифты опубликовать на сайте Министерства культуры Российской Федерации для скачивания в свободном доступе.
Адресовать: Министерству культуры Российской Федерации, Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
1. Проработать вопрос об изменении законодательства в части признания материнства важной социальной услугой для государства и определить безработным матерям компенсацию в объеме не ниже одного минимального размера оплаты труда в месяц.
Адресовать: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
ОБРАЗОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
1. Рассмотреть вопрос о значительном увеличении бюджета на образование. В первую очередь, рекомендуется повысить расходы на заработную плату преподавателей и финансирование научных коллективов; поддержку телеканалов и программ, популяризирующих образование и науку; обеспечение возможности получения образования социально уязвимых категорий граждан, в т.ч. инвалидов и лиц с низким доходом; внедрение дистанционного образования и обучение специалистов «на местах» с учетом региональных кадровых потребностей.
Адресовать: Правительству Российской Федерации.
2. Разработать и утвердить федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Негосударственный некоммерческий сектор». Включить в программы вузов, образовательных учреждений системы Академии государственной службы, направлений, связанных с общественными институтами.
Адресовать: Министерству образования и науки Российской Федерации.
3. Проработать возможность организации программы образования и занятости населения возрастной категории 40+, включающую создание и поддержку деятельности специальных центров в субъектах РФ, вовлекающих граждан старшего поколения в процесс образования и дальнейшего трудоустройства. Адресовать: Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
4. Разработать и внедрить систему дистанционного образования для граждан отдаленных малонаселенных пунктов России. Система должна учитывать специфику и потребности субъектов РФ в кадрах и быть ориентированной на то, чтобы обученные специалисты остались жить и работать в своем населенном пункте.
Адресовать: Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
1. Рассмотреть возможность создания документа «Основы государственной политики в области привлечения граждан к активной жизни в информационном обществе». Необходимость разработки данного документа связана не только с тем, что большинство граждан не могут воспользоваться сервисами «электронного правительства» в силу отсутствия навыков пользования компьютером, но также с тем, что вопрос участия государства в вовлечении граждан в информационное общество является очень важным в обеспечении политической стабильности страны. Настоящие Основы должны включать в себя принципы государственной политики в области привлечения граждан к активной жизни в информационном обществе, участия государства в становлении и развитии институтов электронной демократии, обеспечения национальной безопасности государства с использованием инструментов информационного общества.
Адресовать: Администрации Президента Российской Федерации, Совету безопасности Российской Федерации, Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
2. Рассмотреть вопрос о выделении отдельного направления государственной поддержки социально значимых проектов в области развития информационного общества и инновационной экономики.
Адресовать: Администрации Президента Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
3. Разработать и внедрить систему мотивации граждан к использованию информационных технологий в повседневной жизни.
Адресовать: Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
4. Проработать возможность организации процесса субсидирования проектов некоммерческих организаций, направленных на обучение граждан навыкам пользования информационно-коммуникационными технологиями.
Адресовать: Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
5. Разработать планы по реализации комплекса мероприятий, направленных на мотивацию граждан к использованию информационных технологий в повседневной жизни, массовое обучение населения компьютерной грамотности. В целях оптимизации затрат средств бюджета, привлечь к реализации данных мероприятий некоммерческие организации, осуществляющих работу с волонтерами.
Адресовать: Администрациям (Правительствам) субъектов Российской Федерации.
6. Разработать программы обучения активов НКО навыкам работы с инструментами электронного правительства и электронной демократии. В результате обучения, сотрудники НКО должны овладеть технологиями информационного общества, позволяющими эффективно защищать свои права и свободы, а также права и свободы граждан-благополучателей НКО.
Адресовать: Общественной палате Российской Федерации и общественным палатам субъектов РФ.
ПОДДЕРЖКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1. Рассмотреть вопрос о создании федеральной системы реабилитации инвалидов в области образования и трудоустройства. Данная система должна предусматривать комплекс мероприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по совершенствованию законодательства в данной области, созданию специальных рабочих мест для инвалидов, мотивации лиц с ограниченными возможностями к получению качественного образования и трудоустройству, поддержке (в т.ч. и финансовой) некоммерческих организаций, реализующих программы реабилитации инвалидов в области образования и трудоустройства.
Адресовать: Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации.
ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ
1. Рассмотреть возможность создания специальной правовой системы для некоммерческих организаций, в которой содержались бы законы, подзаконные акты и нормативные документы, касающиеся только некоммерческого сектора.
Адресовать: Информационному агентству «ГАРАНТ», Компании «Консультант Плюс»
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
Предложения Организационному комитету по сопровождению выполнения резолюции и организации III Съезда НКО России в 2012 году.
1. Проработать вопрос получения дополнительного финансирования на проведение Съезда за счет средств федерального бюджета.
2. Вести работу по сопровождению выполнения резолюции II Съезда некоммерческих организаций России на постоянной основе. В качестве промежуточных мероприятий, предусмотреть:
Собрать все предложения в итоговую резолюцию до 31 декабря 2011 г.
Подготовку итогового документа (резолюции) II Съезда НКО России и Всероссийской конференции «ГОСГРАНТ 2011» в течение четырех месяцев со дня окончания проведения Съезда. Выпустить итоговый документ Съезда не позднее выборов Президента РФ (4 марта 2012 г.)
Разослать итоговый документ (резолюцию) делегатам и докладчикам Съезда, опубликовать в СМИ, разослать федеральным, региональным и муниципальным органам законодательной и исполнительной власти, операторам государственных и негосударственных грантов, коммерческим и некоммерческим структурам, имеющим отношения к исполнению резолюции.
Вести на постоянной основе сопровождение выполнения резолюции. Делать запросы касательно выполнения пунктов резолюции. Публиковать промежуточные итоги выполнения резолюции Съезда. Оказывать консультационную поддержку в выполнении резолюции. Представить отчет о выполнении резолюции на III Съезде некоммерческих организаций России.
3. Разработать дизайн специальных значков делегатов Съезда, которые будут вручены участникам III Съезда некоммерческих организаций России (при условии наличия финансирования).
4. Рассмотреть вопрос об организации в рамках III Съезда некоммерческих организаций России специального стенда, на котором некоммерческие организации-участники Съезда могли бы разместить информацию о себе в виде информационных буклетов. Предлагается условно разделить стенд по видам социально значимой деятельности.
5. Пригласить для участия в III Съезде НКО России в качестве докладчиков руководителей федеральных органов государственной власти, осуществляющих разработку и реализацию государственной политики в различных отраслях. Проработать возможность приглашения для участия в Съезде главы государства и высших должностных лиц.
6. Организовать в рамках III Съезда некоммерческих организаций России секцию, на которой делегаты могли бы презентовать свои предложения по тиражированию социально значимых проектов, реализуемых их некоммерческой организацией, а также опыт по взаимодействию с государственными и негосударственными грантораспределительными структурами, и по взаимодействию с местными администрациями в части получения поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2010 № 40−ФЗ.
7. Сопроводить доклады III Съезда некоммерческих организаций России сурдопереводом.
8. Предложить грантооператорам сделать доклады в рамках Всероссийской конференции «ГОСГРАНТ 2012», посвященные результатам проведения конкурсов, построенные на основании ответов на следующие вопросы:
Сколько всего было подано заявок на получение гранта. Статистика заявок по федеральным округам.
Какой процент участников конкурса получили господдержку, количество организаций/проектов, общая сумма субсидий, распределение финансирования по федеральным округам.
Статистика по проектам, не получившим государственной поддержки по принципу [причина отказа]/[количество проектов].
СПРАВКА
о II Съезде некоммерческих организаций России
и Всероссийской конференции «ГОСГРАНТ 2011»
19-21 октября 2011 г.
В двух пленарных заседаниях II Съезда некоммерческих организаций России (19 октября 2011 года), двух пленарных заседаниях Всероссийской конференции «ГОСГРАНТ 2011» (20 октября 2011 года), Общественной премии «ГОСГРАНТ» 2011 года (20 октября 2011 года), 13 семинарах и мастер-классах (21 октября 2011 года) приняли участие 628 делегатов из 73 субъектов РФ.
Из них:
Представителей органов государственной власти субъектов РФ – 46
Представителей органов местного самоуправления – 5
Представителей международных некоммерческих организаций – 53
Представителей федеральных некоммерческих организаций – 132
Представителей региональных некоммерческих организаций – 291
Представителей социально-ответственного бизнеса и меценаты – 73
Представителей СМИ – 28
Распределение делегатов по типу получаемой поддержки (грантов):
Государственные и негосударственные гранты – 39,35 %
Только государственные гранты – 17,85 %
Только негосударственные гранты – 8,92 %
Ничего из перечисленного – 33,87 %
Съезд прошел в Российской государственной библиотеке при поддержке Государственной Думы ФС РФ, ВПП «Единая Россия», Правительства Москвы и Агентства стратегических инициатив. Организаторы – Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО» и Общественный совет информационного развития «Росинформразвитие». Генеральный партнер – Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее», эксклюзивный партнер – Благотворительный фонд Олега Дерипаски «Вольное дело», партнер секций – компания «Майкрософт», оператор – Группа компаний «Информ Девелопмент».
Модератор II Съезда некоммерческих организаций России — председатель Организационного комитета II Съезда некоммерческих организаций России, генеральный директор РАРИО, председатель президиума Общественного совета информационного развития «Росинформразвитие», академик Александр АЙГИСТОВ.
С приветственным словом к делегатам выступил член Совета Федерации ФС РФ, член Бюро Высшего совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» Валерий РЯЗАНСКИЙ.
Зачитаны приветствия делегатам Съезда:
от председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, председателя ЦКРК партии «Единая Россия» Сергея ПОПОВА,
от секретаря Общественной палаты Российской Федерации Евгения ВЕЛИХОВА,
от президента Российского Фонда Культуры Никиты МИХАЛКОВА,
от депутата Государственной Думы ФС РФ, народного артиста СССР Иосифа КОБЗОНА,
от епископа Смоленского и Вяземского ПАНТЕЛЕЙМОНА,
от депутата Государственной думы ФС РФ, лидера политической партии «Справедливая Россия» Сергея МИРОНОВА,
от ректора Пятигорского государственного лингвистического университета Александра ГОРБУНОВА.
В рамках Первого пленарного заседания, посвященного государственной политике в области развития институтов гражданского общества, прозвучали доклады:
депутата Государственной Думы ФС РФ, члена комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Ольги БОБРОВСКОЙ,
члена Совета Федерации ФС РФ, члена комитета СФ по конституционному законодательству и комиссии СФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Алексея СОКИНА,
депутата Государственной думы ФС РФ, первого заместителя председателя Комитета ГД по образованию Олега СМОЛИНА,
председателя совета политической партии «Справедливая Россия» по взаимодействию с неправительственными и некоммерческими организациями Ларисы НИКОВСКОЙ,
члена Общественной палаты РФ, директора Агентства социальной информации Елены ТОПОЛЕВОЙ,
директора направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Владимира ЯБЛОНСКОГО,
исполнительного директора Фонда региональных социальных программ «Наше Будущее» Евгения ЖИВОГЛАЗОВА,
русского советского писателя, секретаря Союза московских писателей, лауреата Премии «Триумф» Сергея ПОПОВА,
пресс-секретаря Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви Василия РУЛИНСКОГО.
В рамках второго пленарного заседания, посвященного роли институтов гражданского общества в системе государственного управления, прозвучали доклады:
депутата Государственной Думы ФС РФ, первого заместителя председателя Комитета ГД по делам семьи, женщин и детей Натальи КАРПОВИЧ,
заведующей сектором информационного права Института государства и права РАН, профессора Илларии БАЧИЛО,
вице-президента Фонда защиты конституционных прав коренных малочисленных народов России, члена Научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации ФС РФ Владимира ЧЕРНОГО,
председателя Международного антикоррупционного комитета, академика Алины КОМАРОВОЙ,
ректора Современной гуманитарной академии, профессора Валерия ТАРАКАНОВА,
председателя исполкома совета Ассамблеи Народов России, члена Рабочей группы по содействию гражданской консолидации этнокультурных общностей Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Сергея КУЧИНСКОГО,
президента компании EXECT Business Training Владимира СОЛОВЬЕВА,
профессора Московского государственного института электроники и математики, лауреата премии Правительства РФ, академика Сайгида УВАЙСОВА.
В рамках Всероссийской конференции «ГОСГРАНТ 2011» с докладами выступили:
директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития РФ Артем ШАДРИН,
профессор практики Московской школы управления «СКОЛКОВО» Павел ЛУКША,
начальник отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества и органами территориального общественного самоуправления, обеспечению государственной поддержки гражданских инициатив Комитета общественных связей Правительства Москвы Светлана ГЛАДКОВА,
руководитель стратегических программ «Майкрософт» в России Инесса ГРИКУРОВА,
заместитель начальника управления организации НИР РЭУ им. Г.В. Плеханова Карен АРАКЕЛЯН,
член Общественной палаты РФ, президент Института проблем гражданского общества Мария СЛОБОДСКАЯ,
руководитель отдела социологических исследований Института общественного проектирования Михаил ТАРУСИН,
руководитель Центра исследовательских и образовательных проектов Института США и Канады РАН Мария НИКИТЕНКОВА,
генеральный директор Межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление» Ильмира МАЛИКОВА,
директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ Ирина КУЗНЕЦОВА,
заместитель председателя Правительства Ульяновской области Светлана ОПЕНЫШЕВА,
координатор Клуба юристов третьего сектора, директор Ресурсного правозащитного центра Мария КАНЕВСКАЯ.
По результатам подсчета голосов и решением Оргкомитета статус лауреата Общественной премии «ГОСГРАНТ 2011» присвоен в семи номинациях:
«За высокие результаты проведения конкурсов по предоставлению грантовой поддержки социально значимых проектов» – Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление» (55 голосов из 378 действительных бюллетеней),
«За лучшее сопровождение грантовых проектов» – Региональная общественная организация «Институт проблем гражданского общества» (69 голосов из 378),
«За прозрачность в проведении конкурсов по предоставлению грантовой поддержки социально значимых проектов» – Автономная некоммерческая организация «Институт общественного проектирования» (84 голоса из 378),
«За высокие результаты в области поддержки социальных проектов» в категории «социально ответственная организация» – Общероссийская общественная организация Общество «Знание» России (38 голосов из 378),
«За заслуги в области поддержки социальных проектов» в категории «социально ответственный бизнес» – Открытое акционерное общество «Северсталь» (67 голосов из 378),
В персональной номинации в категории «общественные деятели и грантооператоры» – начальник отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества и органами территориального общественного самоуправления, обеспечению государственной поддержки гражданских инициатив Комитета общественных связей города Москвы Светлана ГЛАДКОВА (63 голоса из 378),
В персональной номинации в категории «неправительственные фонды» – учредитель Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Вагит АЛЕКПЕРОВ (102 голоса из 378).
В рамках третьего дня Съезда состоялись:
семинар, посвященный законодательному обеспечению деятельности некоммерческих организаций (ведущая – Ольга СВИРИДЕНКОВА, НП «Юристы за гражданское общество»);
мастер-класс «Государственные гранты: чего ждут от некоммерческих организаций грантооператоры или как правильно составить заявку?» (ведущие – Александр ЗЯБРЕВ, Кристина МУРЗИНА, Анастасия КОЖЕМЯКИНА, Институт общественного проектирования);
круглый стол «Гражданский контроль над государственными расходами. Участие НКО в госзакупках» (модератор – Евгений АЛЬТОВСКИЙ, МОО «Информация для всех»);
мастер-класс, обучающий пользованию НКО свободным программным обеспечением (ведущий – Павел ФРОЛОВ, ГНУ «Линуксцентр», г. Санкт-Петербург).
семинар на тему налогообложения в некоммерческом секторе (ведущая – Зоя ДАВЫДОВА, НП «Юристы за гражданское общество»);
круглый стол «Приоритеты государства в реализации социально значимых проектов», организованный ведущими экспертами Агентства стратегических инициатив (модератор – Станислав ТАКТАЕВ, РАРИО);
секция, посвященная применению современных информационных технологий в деятельности некоммерческих организаций (ведущая – Инесса ГРИКУРОВА, компания «Майкрософт»);
семинар «Социальное предпринимательство как механизм устойчивого развития некоммерческих организаций. Как создать бизнес-модель внутри социально значимого проекта?» (ведущая – Ирина ПАВЛОВА, Фонд «Наше будущее» при участии Ольги АНТИПИНОЙ, проект «Школа радости»);
мастер-класс «Искусство менеджмента в НКО: эффективное управление социально значимыми проектами» (ведущий – Владимир СОЛОВЬЕВ, EXECT business training).
Контактная информация:
Секретарь Оргкомитета II Съезда некоммерческих организаций России,
заместитель генерального директора — директор по общественным коммуникациям и имиджу
Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО»
ГАНИН Анатолий Андреевич
тел.: +7 (495) 971 4397, моб.: +7 (985) 200 8844
e-mail: ganin@rario.ru, gosgrant@rario.ru
28 марта 2012