point

г.Киров, ул. Карла Маркса 47

Психолог ЧУДОРСП «Центр социально- психологической помощи» рассказывает почему в детстве важно читать детям сказки

Психолог ЧУДОРСП «Центр социально-психологической помощи» Елькина Анна Алексеевна рассказывает почему в детстве важно читать детям сказки.

Роль сказок в воспитании детей безусловно велика. Уже давно доказано, как сказка влияет на развитие фантазии, мышления, памяти и ,конечно, правильно и красивой речи ребенка. Именно через сказки любой малыш понимает, что такое «добро» и что такое «зло». На основе сценария сказок ребята учатся представлять и понимать чувства и переживание героев. Закладываются основы поведения и общения с окружающими людьми во время чтения и прослушивания сказок.

Сказка помогает снять стресс или психологическую проблему, которые есть даже у самых маленьких детей. Сказка меняет отношение к трудностям, они будут восприниматься просто как очередной этап, иногда даже полезный. Кроха будет знать, что после испытаний он станет сильнее, прямо как его любимые герои. Кроме того, поучительные истории способствуют самоанализу, желанию менять себя, чтобы достичь успеха (например, как в сказке «Гадкий утенок»).

В сказках также зашифрованы послания, которые «улавливает» наше подсознание. Подводя итог, выделим несколько ключевых моментов, говоря о роли сказки в воспитании детей:

· сказки учат детей справляться с проблемами;

· сказки развивают эмоциональную устойчивость;

· сказки учат нас разговорному языку и развивают речь ребенка;

· сказки развивают память и мышление;

· сказки развивают воображение и фантазию у ребенка;

· сказки прививают понятие о добре и зле;

· сказки знакомят малыша с окружающим миром и взаимоотношениями людей.

Почему в детстве так важно читать сказки?, изображение №1

Многие родители часто задаются вопросами при выборе сказок своим детям:

· Как выбрать сказку, чтобы она была понятна и интересна малышу?

· С какого возраста можно начинать читать книжки с сложным, запутанным сюжетом?

· Помогают ли сказки решить какие-либо проблемы ребенка?

· Что же делать со сказками, как их применять?

· Какие сказки нужно читать девочкам?

· Какие сказки больше подойдут для мальчика?

· Все ли сказки «одинаково полезны»?

Итак, ответ на первый вопрос, выбирая сказку для ребенка, чтобы она была понятна и интересна малышу, обязательно нужно учитывайте возрастные особенности развития. Необходимо знать, в каком возрасте сказка будет полезна и интересна ребенку. В годик можно начинать с ребенком читать потешки и петь русские народные песенки, стишки, например, «Дедушка Егор», «Гуси-гуси, га-га-га». В младенческом возрасте можно поиграть со своим ребенком в пальчиковые игры, такие как: Сорока-белобока, Ладушки и др. Все это является своего рода подготовительным периодом для чтения сказок.

Деткам двух-трех лет больше подойдут сказания, где героями являются братья наши меньшие – лесные и домашние зверушки, птицы и рыбы. В ходе чтения нужно жестикулировать, подражать голосам животных для придания эмоциональной окраски. Сказки желательно выбирать в этом возрасте с повторяющимся сюжетным оборотом. Примером таких сказок является сказка «Теремок», «Колобок», «Репка», они помогают ребенку лучше запомнить сюжет.

После трех лет ребенок способен образно представлять и фантазировать — ребенок способен к восприятию волшебных сказок. Но здесь нужно быть осторожными, поскольку в этом возрасте у детей появляются страхи, причинами которых также могут стать персонажи волшебных сказок.

С пяти лет можно читать любые детские сказки, которые будут интересны ребенку. Но при этом, сказки должны развивать все стороны личности ребенка: память, мышление, воображение, эмоциональную сферу, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

Почему в детстве так важно читать сказки?, изображение №2

Что же делать со сказками?

Для начала нужно просто начать читать сказки, то есть сделать чтение неким ритуалом. Через некоторое время после такого как чтение сказок стало ритуалом, можно попробовать проанализировать сказку вместе с ребенком, задать ему вопросы по поводу поведения героев, узнать, как он оценивает их.

Дальше — больше: ребенок может сам придумывать продолжение и окончание сказки, а родители могут анализировать состояние ребенка, наблюдать, «подсматривать»: что волнует его, какие у него отношения с другими детьми, с вами, чего он боится и чего бы хотел.

Детям младшего возраста было бы интересно на этом этапе увидеть любимую сказку в кукольном исполнении, а старшим дошкольникам уже самим придумать инсценировку волшебной истории и стать главным героем сказки. На этом этапе можно уже безгранично фантазировать, смешивать сказки и переделывать их на свой лад, даже сочинять свои собственные сказки.

Как закрепить эффект?

Хорошо подобранная и прочитанная на ночь сказка — это еще не полный список «сказкотерапевтических» приемов. Есть несколько интересных занятий, не только закрепляющих эффект, но и развивающих творческие способности.

Сказку можно нарисовать (на следующий день или сразу после прослушивания). Желательно карандашами или гуашью.

Сказку можно слепить. Сказку можно сшить или сделать из подручных материалов. Воссоздать персонажа сказки, озвучить его и, помещая его в различные проблемные ситуации, находить различные пути решения. Можно сделать сказку даже из песка! Для этого необходимо иметь поднос с сухим или влажным песком. Здесь важно ощущение «облачения» переживаний в тактильную форму.

Почему в детстве так важно читать сказки?, изображение №3
Напоминаем, что Анна Алексеевна ведет консультации в дистанционном режиме с помощью различных информационных платформ, а также по телефону. Запись на консультацию в личные сообщения сообщества Центр социально-психологической помощи | Киров.