point

г.Киров, ул. Карла Маркса 47

Почему стало модно ругать раннее развитие детей? Не путать понятия, советуют педагоги «Машеньки» и «Улыбки»

Социальные сети, журналы для молодых мам и соседки по песочнице стали экспертами в том, стоит ли заниматься с малышами до 3 лет. Одни утверждают, что после трех будет уже поздно, другие настоятельно не рекомендуют лишать ребенка детства.  Одни мамы спешат похвастаться, что их ребенок уже знает все буквы, другие занимают позицию — пусть ребенок сам познает мир. «Раннее развитие» становится камнем преткновения между сторонниками чтения  и английского с пеленок и тех, кто считает, что это забивание мозгов ненужной пока информацией. Разобраться с этим мы попросили педагогов и научных сотрудников Центра социально-психологической помощи.

Развитие или обучение?  Раскрывать потенциал или вкладывать знания по определенным методикам? По какому пути идти в отношении ребенка до трех лет?

Марина Бородатая, зам.директора ЦСПП, педагог клуба семейного развития «Улыбка»: «Обучение является мощным фактором развития способностей ребёнка. Способности развиваются в деятельности. К примеру, образовательные программы в студиях развития нашего Центра включают детей в разные виды деятельности, тем самым создают условия для развития разных способностей ребёнка. Ранее развитие, правильным образом организованное, обеспечивает формирование связей в коре головного мозга. Мозг ребенка пластичен, восприимчив и способен овладевать большим объёмом информации. Конечно, обучение ребёнка в дошкольный период должно строиться через игру, как основной вид деятельности. Обучение — это не только овладение знаниями, но и социальными нормами! Важны ролевая, сюжетная игры. Они должны быть частью образовательного процесса дошкольников».

Екатерина Прилукова, педагог студии развития «Машенька»: «В большинстве случаев мама любит своего ребенка, ей в радость проводить время с ним, общаться, играть, петь, танцевать, рисовать. Если мама компетентна в вопросах развития и обладает достаточным количеством времени и средств, то она своими руками может дома создать такую развивающую среду, которой позавидует любой детский центр. Профессиональная подборка игр, заданий, упражнений — это труд, на него нужно время, терпение и желание. Поэтому гораздо легче вместе с ребенком посещать занятия в студии. С удовольствием и пользой провести время с ребенком. »

Часто можно услышать «раньше не было студий развития, но мы же выросли нормальными». Как вы относитесь к этому утверждению?

Е.П.:«В студии развития проходит мягкая социализация. Раньше в этом не было необходимости, детей отдавали в ясли. Сейчас в три года ребенок попадает в садик и там, конечно, вынужден адаптироваться. Студия развития помогает подготовиться к этому периоду.  И здесь у каждого своя роль. Мама чтит правила и границы занятия и умело сочетает их с заботой о ребенке внутри занятия. Польза есть для всех. Для мамы — вырваться из дома, выучить игры и упражнения, которыми она сможет дома занять ребенка. Для ребенка — развивающие занятия приносят радость и удовольствие от совместной деятельности. В результате занятий повышается уверенность в себе, в своих силах, тренируются познавательные процессы, повышается усидчивость, формируются волевые процессы, моторика мелкая и крупная, проявляется интерес к детям и совместным играм со сверстниками и т.д.

Вообще есть ли необходимость развивать ребенка с малых лет, ведь начальная школа уравняет всех и вундеркиндов и отстающих?

М.Б.: «Прогресс не остановить. Меняется среда и условия социальные. Требования к первокласснику предъявляются высокие. Это также является фактором раннего развития. Но! рядом с ребёнком должен быть внимательный, мудрый и заинтересованный в развитии ребёнка взрослый. Лучший вариант — педагог и родитель. Хорошо, когда они партнеры, мягко организующие обучение и развитие ребёнка, сотрудничающие с учётом индивидуальных возможностей детей, любящие детей. Основой любой инновационной образовательной технологии является любовь, терпение и последовательность в овладении знаниями, формировании умений и навыков! Обучение и ранее развитие ребёнка может стать естественной, органичной частью его жизни, обогащая детство ребёнка новыми возможностями! Когда ребёнка любишь — создаёшь условия для его развития!

Есть ли опасность для нервной системы ребенка, в каких случая могут возникать перегрузки?

Е.П.: «Развивать ребенка нужно по возрасту. Раннее развитие часто путают с ранним обучением, обычно чтению, счету и т.д.  Обучение  — перегрузка центральной нервной системы, развитие интеллекта идет в ущерб другим способностям, эмоциям, творчеству, воображению. Все хорошо в меру. У ребенка помимо занятий должно быть и свободное время, чтобы пофантазировать, научиться занимать себя, переработать информацию».

Как видите, цели и результаты раннего развития и раннего обучения  отличаются. На самом деле найти среди родителей противников собственно раннего развития невозможно: все любящие мамы и папы стремятся, чтобы их малыш был заинтересован окружающим миром, был развит как физически, так и умственно.

Развивайте самостоятельно при помощи книжек, колыбельных, общения, вовлечения малышей в жизнь взрослых. Раннее же развитие в студии имеет неоспоримые плюсы: профессиональный подход, помощь в выборе дидактического материала и новой информации, последовательность и регулярность.

Если мама не стремится только к результату, а искренне получает удовольствие от общения с крохой, пытается учиться вместе с ним и посмотреть на мир его глазами – такое раннее обучение принесет действительно ценные плоды в виде радости обоих участников процесса, взаимного доверия и получения интересного опыта. Не настаивайте на «учебе», если ребенок в настоящий момент в ней не заинтересован. В занятиях делайте акцент преимущественно на творческих и эстетических моментах: рисовании, лепке, танцах, музыке и пении. Помните о необходимости и даже первостепенности эмоционального развития – простого общения, маминых поцелуев и объятий. Стимулируйте  и самостоятельный исследовательский интерес малыша. При адекватном отношении родителей к развитию и обучению они принесут ребенку только пользу.