Наставничество – один из способов избавления от границ, которые мы устанавливаем сами…
Такое суждение прозвучало в выступлении Ответственного секретаря Общественной палаты Кировской области Андрея Леонидовича Усенко на секции IV Гражданского форума «Наставничество: технология социально – психологического сопровождения воспитанников интернатных учреждений».
Организатором секции стало НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи».
Участниками секции стали руководители 3 учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: директор школы -интерната №1 г. Л. М. Лобастова, зам. директора детского дома г. Кирова Н.С. Кирилловых, директор МКОУ Спицинского детского дома п. Ленинская Искра Котельнического района Кирова М.А. Христолюбова, директор «Кировского областного центра усыновления, пеки и попечительства» Е.А. Рублева, зав. кафедры социальной работы ВятГГУ М.И. Лучинина, наставники проектов, А.В. Иванова, заместитель начальника управления по организационному развитию банка Хлынов, координатор Всероссийского творческого конкурса «Россия – мой дом» С.Ю. Лутошкина, А. Н. Янченко, директор Благотворительного фонда «Спаси и сохрани», наставники проекта, магистранты по социальной работе.
В выступлении М.Н. Бородатой, зам. директора НОУ ЦСПП дан анализ и оценка проектного опыта организации наставничества воспитанников интернатных учреждений.
Л.М. Лобастова отметила, что у школы-интерната сформировался системный подход в организации работы с наставниками: учреждение — Попечительский совет – Центр постинтернатного учреждения. Любовь Михайловна отметила, что технология наставничества реализуется на договорной основе. Благодаря участию в проектах расширилась орбита вовлечения разных людей в технологию наставничества.
Н.С. Кирилловых в своем выступлении остановилась на характеристике участия воспитанников детского дома в разных социальных проектах, что позволяет расширять их социальные связи и компетенции.
М.И. Лучинина отметила, что накопился большой эмпирический материал студентов, магистрантов, преподавателей кафедры социальной работы, раскрывающий разные грани жизнедеятельности воспитанников интернатных учреждений. Издание сборника исследовательских материалов позволило бы существенно обогатить деятельность специалистов и будущих наставников по сопровождению воспитанников интернатных учреждений.
Наставники проекта А. Заболотских и Ю. Хозяинова (социальный проект «Старший друг») отметили, что наставничество способствует формированию не только опыта взаимодействия с воспитанниками, но и их личностному развитию.
Андрей Леонидович Усенко сам является наставником молодой семьи выпускников школы — интернат №1 г. Кирова и знает проблемы наставничества изнутри. В своем выступлении Андрей Леонидович отметил, что в обществе существует много границ, которые устанавливают люди в отношении «другого». Однако установление границ разводит людей по разным сторонам и не способствует сближению и консолидации граждан нашего общества. Общество же развивается – добавил Андрей Леонидович, когда существует механизм передачи накопленной мудрости от поколения к поколению, от взрослых к детям. Наставничество является одним из таких механизмов. И с этим нельзя не согласиться…
На заседании круглого стола состоялась презентация проекта – победителя конкурсного отбора СО НКО на получение субсидии в рамках государственной программы Правительства Кировской области «Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально — ориентированных некоммерческих организаций» (август, 2014 год).
Общие выводы по реализации технологи наставничества:
1. Реализация технологии наставничества способствует изменению сознания всех участников процесса.
2. Необходима содержательная и психологическая готовность желающих к выполнению роли и функций наставников.
3. Социокультурные учреждения города и области не готовы к предоставлению своих площадок для воспитанников и наставников для встреч и развития в силу их коммерческой деятельности.
4. Не готов к широкому воплощению идеи наставничества некоммерческий сектор.
5. Необходимо преодолевать у воспитанников ориентацию интернатных учреждений с потребления материального взамен моральных и ценностных обменов.
Участники круглого стола обозначили проблемы, формирующиеся в развивающемся явлении «наставничество»:
- Наставников пока меньше, чем выпускников и воспитанников, желающих иметь наставников.
- У наставников нет опыта взаимодействия с воспитанниками. Их нужно готовить к роли наставников.
- Складывается ориентация на «статусных» наставников.
- Важно формировать преемственность в наставничестве: от предвыпускного периода до постинтернатного сопровождения.
Предложения участников круглого стола:
1.Одобрить формирующуюся практику наставничества как технологии сопровождения воспитанников интернатных учреждений в предвыпускной и постинтернатный периоды.
2. Расширить практику привлечения к наставничеству воспитанников интернатных учреждений людей, имеющих жизненный и профессиональный опыт.
3. Просить Общественную палату Кировской области (А.Л. Усенко) рассмотреть вопрос об издании материалов исследований студентов, магистров и преподавателей ВятГГУ, посвященных изучению разных аспектов жизнедеятельности воспитанников интернатных учреждений и детских домов, региональному опыту наставничества.
28 ноября 2014