point

г.Киров, ул. Карла Маркса 47

«Маршрут социального успеха»: итоги

Успех! Успех! Да здравствует успех…!

 

слова из финального гимна заключительной конференции

проекта «Маршрут социального успеха…»

 

Успех – не ключ к счастью. Счастье – это ключ к успеху.

Если вы любите то, что вы делаете, вы будете иметь успех (Герман Каин).

 

Каждый проект имеет свою философию. Философия нашего проекта – это философия успеха и достижений! Ее реализация возможна только в ситуации преодоления. Без преодоления невозможно почувствовать и оценить свои достижения.

На ситуацию преодоления были ориентированы все участники проекта: воспитанницы и выпускницы интернатных учреждений, наставницы, специалисты Центра и пилотных учреждений.

Участниками проекта стали 27 воспитанниц и 20 выпускниц четырех пилотных учреждений проекта, школы интерната № 1 г. Кирова, детского дома для детей школьного возраста, Белохолуницкой школой – интерната, профессионального училища № 18 г. Кирова, 25 добровольцев – наставниц и более 15 руководителей и специалистов Центра и учреждений. Разработчиком и организатором проекта стал Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи.

Выбор в качестве целевой группы проекта воспитанниц не случаен. Девочки являются группой риска по рождению нежеланных, внебрачных детей, разводов, социальной несостоятельности. Во многом это определяется сформированным за период жизни в интернатном учреждении «синдромом сироты», виктимности. Семейная история воспитанниц является пусковым механизмом воспроизведения социального сиротства. Брошенные в детстве девочки, достигнув взрослости и создав собственные семьи, репродуцируют жизненные сценарии родительской семьи. Искаженная картина мира воспроизводится в новых семейных историях.

В проекте были созданы предпосылки для преодоления воспитанницами «семейного наследия». Что представляет собой «семейное наследие» участниц проекта, отражают результаты эмпирического исследования их жизненных сценариев и семейных историй. Для разработки методологии и процедуры проведения исследования была создана исследовательская группа под руководством кандидата психологических наук Нины Николаевны Ершовой. В состав исследовательской группы вошли психологи Центра, пилотных учреждений, студенты психологического и социального – гуманитарного факультетов ВятГГУ. Целями исследования стали изучение характеристик жизненных сценариев воспитанниц государственных учреждений, характеристики жизнеустройства выпускниц государственных учреждений. Исследование проводилось в группой и индивидуальной форме.

В групповой форме были использованы следующие методики:

1.Мнемошахматы (Нуркова В.В.) Методика направлена на изучение особенностей индивидуальной временной трансспективы девочек, эмоционального отношения к своему прошлому настоящему и будущему, роли каждого периода в жизни в целом, отношения к личностному росту и совершенствованию, к жизненной перспективе.

2.Линия жизни (Нуркова В.В.) Методика использовалась для изучения жизненного пути, жизненных сценариев девочек, событийной и смысловой  наполненности и общего эмоционального фона жизни.

3.Методика жизненных смыслов (Котляков В.Ю.). Методика предназначена для определения содержания системы жизненных смыслов, т.е. для ответа на вопрос, какие категории жизненных смыслов и в каком соотношении представлены в системе жизненных смыслов девочек – воспитанниц интернатных учреждений

4. Методика «Незаконченные предложения». Проективная психологическая методика, относится к методикам дополнения, и именно — аддитивным методикам, одному из видов проективных методик. Методика включает 64 незаконченных предложений, которые разделяются на 20 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений девочек к разным сферам жизни, к себе, своим особенностям, к другим людям. Таким образом, целью данной методики является исследование направленности личности воспитанниц интернатных учреждений и системы их отношений.

При индивидуальной форме диагностики были использованы следующие методики:

1.Пиктограммы. В нашей работе пиктограмма использовалась как метод изучения индивидуальных и особенностей образных представлений, как метод изучения  представлений девочек о тех или иных аспектах жизни, а также их адекватность и эмоциональную окраску.

2. Тест цветовых выборов (Люшер). Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. Методика использовалась как инструмент для выявления эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния.

Комплекс психодиагностических методик подбирался таким образом, чтобы получить информацию:

— о фактах прошлого и настоящего девочек;

— об их отношении к своему прошлому настоящему, будущему и жизни в целом;

— о том, чем они руководствуются в жизни, ради чего, по их мнению, живут;

— о жизненных планах и намерениях;

— об их эмоциональном состоянии;

— об их социальном окружении и отношениях с другими людьми;

— о представлениях и знаниях в разнообразных жизненных сферах.

Обработка полученных данных проводилась методом суммирования полученных результатов и группировки их по параметрам исследования (шкалам). Дополнительно к комплексу указных методик была разработаны модель анализа личных дел воспитанниц, отражающая ключевые характеристики их семейных историй. Для изучения характеристик жизнеустройства выпускниц государственных учреждений был проведен мониторинг за период 5-10 лет. Дополнительно, в рамках программы семейно-родственного маршрута, проведено исследование по изучению характеристик социально-психологической готовности и семейно-брачных установок у воспитанниц государственных учреждений

Для соблюдения конфиденциональности все данные исследования использовались  в обобщенном виде. По результатам исследования были сделаны выводы. Вот некоторые из них.

Воспитанницы бояться думать и осмысливать свое прошлое и настоящее. Причиной тому – доминирующий негативный опыт прошлого. Его «тяжесть» «вымещается» сознанием воспитанниц посредством идеализации своего прошлого, неадекватности и пассивности восприятия настоящего.

Настоящее мало волнует воспитанниц. Оно стабильно, организовано, имеет определенную, принимаемую воспитанницами, направленность. Однако эта тенденция опасна. Развитие по принципу «плыть по течению», поддерживаемое режимом, системой учебно-воспитательной работы государственного учреждения, не способствует выработке активной жизненной позиции у воспитанниц, тех жизненных умений и навыков, значимых для самостоятельной жизни в будущем. Это тот скрытый и опасный механизм, который может «запустить» воспроизведение семейных жизненных сценариев.

У воспитанниц сформировано идеалистическое представление о своем будущем. Сформированная у воспитанниц иллюзия, что «самой собой все образуется» не способствует проявлению у них активного, деятельного  отношения к настоящему. Отсутствие опыта «проживания» настоящего не формирует фундамент для построения будущего.

Анализ характеристик семейных историй воспитанниц государственных учреждений позволяет говорить о серьезных предпосылках наследования воспитанницами негативного сценария семейной жизни: незанятость родителей трудовой деятельностью, злоупотребление спиртными напитками, нахождение родителей в местах лишения свободы, отсутствие отцов. Все указанные характеристики являются факторами риска в сфере будущего семейного строительства.

Воспитанницы являются группой риска по здоровью. Большинство из них уже имеют хронические заболевания опорно – двигательной, зрительной, мочеполовой, пищеварительной систем организма, нарушение обмена веществ, имеют предрасположенность к развитию хронических заболеваний. Указанные проблемы со здоровьем воспитанниц – факторы риска их репродуктивного здоровья и рождения здоровых детей.

Большинство из воспитанниц поступили в школу-интернат в возрасте 7-9 лет. Основной период их взросления, развития и социализации приходится на время нахождения в интернатном учреждении и проходит без участия семьи. Длительное проживание воспитанниц в интернатном учреждении оказывает существенное влияние на снижение их адаптивных способностей.

Результаты исследования стали отправной точкой для разработки маршрутов инклюзивно – ориентированного сопровождения воспитанниц и выпускниц интернатных учреждений. Сопровождение воспитанниц осуществлялось в рамках занятий по 4 маршрутам: семейно – родственный, социальный, образовательный, рекреационный.

Занятия в рамках семейно — родственного маршрута осуществлялись по авторской программе Е.В. Волченковой и М.И. Лучининой, доцентов кафедры социальной работы ВятГГУ и студентки – наставницы специальности организация работы с молодежью Е.Кокориной.  На занятиях были рассмотрены вопросы, связанные с симпатией, факторами, влияющими на ее возникновение, отличия влюбленности от любви, разбирались возможные мотивы семейной жизни, ее главная цель, личностные качества, важные для супругов, кризисы семейной жизни  и возможные выходы из них. Отдельное внимание уделялось на распределение обязанностей в семье, планирование семейного бюджета. Девочки узнали о причинах семейных конфликтов,  правилах бесконфликтного поведения и предупреждения конфликтов, о важности сохранения репродуктивного здоровья и основах семейного воспитания. Каждое занятие было построено в интересной форме: проводились игры, дискуссии, тренинговые упражнения, проигрывание и анализ ситуаций, организовывалась работа в группах. «Реализация программы вызвала неподдельный интерес воспитанниц к вопросам семейной жизни и … желание продолжать работу по семейно-родственному маршруту», — дает общую оценку результатам программы ее ведущая и автор, наставница  Елена Валерьевна.

Программа образовательного маршрута ориентирует воспитанниц на знакомство с кругом выбранных профессий, овладение технологией проектирования в применении ее к проектированию ближайших жизненных перспектив. Воспитанницы так оценивают результативность этой программы для себя: «…стала понимать, как планировать, выбирать свои цели; … стала лучше понимать себя, свои возможности; научилась создавать план на будущее, стала задумываться о семье, работе, образовании; …стало понятно, куда идти учиться и как жить в дальнейшем; …очень сильно помогло в учебной сфере; узнала, что меня тянет к искусству; стала лучше понимать свои цели; …мне очень понравились занятия; … стала лучше понимать — кто Я, какие у меня качества. Получила много информации, которую я не знала, о здоровье, о правильном питании; мне было интересно, спасибо…».

Виктор Леонидович Ефремов, психолог-консультант Центра, один из ведущих программы с радостью отмечает их рост от первого занятии к последнему. Елена Владимировна Ведерникова, психолог Центра, ведущая образовательного маршрута, считает, что проект позволил девчонкам «засверкать новыми, скрытыми от чужого взгляда гранями, …раскрыться, а многим людям по-новому взглянуть на девчонок».

В рамках маршрута социального успеха воспитанницы познакомились с основами добровольческой деятельности и многократно попробовали свои силы в разных добровольческих практиках. Девочки с удовольствием откликнулись на изготовление белых цветков к международному дню борьбы с туберкулезом, идею приведения праздников для детей – инвалидов. Одним из результатов работы в рамках данной программы стало создание добровольческого отряда «Добрыня» на базе школы -интерната № 1. Актив отряда составили воспитанницы, участницы проекта. Впервые на ежегодном областном фестивале-конкурсе «Территория добровольчества» дебютировал  добровольческий отряд «Добрыня» Среди 22 добровольческих объединений «Добрыня» занял 8 место. Как отмечает ведущая социального маршрута Наталья Юрьевна Новикова, «программа социального маршрута позволила проявить девочкам свои лучшие человеческие качества».

Программа рекреационного маршрута сочетала в себе развлекательную, познавательную и опытную составляющею.  Развлекательными компонентами программы стала семейная гостиная «Чаепитие с пришвырочкой…», новогодние развлечения, студенческая весна, развлекательное путешествие «По странам и континентам», подготовленная студентами специальности организация работа с молодежью, занятие в престижной танцевальной студии города Кирова, поездка в кони – клуб, экскурсии.

В рамках проекта воспитанницы получили опыт подготовки и проведения праздников для детей с ограниченными возможностями здоровья. Идея их проведения родилась на одной из встреч с участником РООРДИ «Дорогою добра» С.П. Владыкиной. Были проведены праздники для детей с ограниченными возможностями зрения, учащихся  детского сада — начальной школы «Хрусталик», для родителей и детей РОООДИ «Дорогую добра». Это был первый опыт у девочек общения с детьми – инвалидами. В канун нового учебного 2013 года воспитанницы разработали и успешно реализовали социальный проект с веселым названием «Капитошка».

«Капитошка» — праздник — подарок детям с ограниченными возможностями здоровья. Около 20 семей стали гостями праздника! Праздник «Капитошка» начался с шоу мыльных пузырей. Организаторы праздника, воспитанницы школы — интерната № 1 и детского дома для детей школьного возраста города Кирова, придумали для ребятишек игровые площадки: станция пальчикового рисования; станция «Игротека»; станция пластилиновая по изготовлению веселых Капитошек; станция «Конкурсная» — загадки и конкурсы для младших школьников. Девочки самостоятельно приготовили для участников праздника замечательные приглашения, разработали конкурсы.

Довольны все: ребятишки, девчонки, организаторы, родители, волонтеры!  А еще: все с удовольствием пили чай с печеньем и конфетами, с отличным настроением и прекрасным воздушным подарком – гелевым шариком. Всем девчонкам – организаторам родители РООРДИ «Дорогую добра» подарили добрые открытки! Участники праздника дали следующие отзывы: «Мне очень понравился праздник. Он веселый и увлекательный. Здесь все радостно и замечательно. Мне понравилось, что я смог везде участвовать. Спасибо организаторам за праздник! (Антон, 10 лет), «Спасибо девочкам – волонтерам за праздник». (Оля, 12 лет); «Большое спасибо за такой замечательный праздник. Вы молодцы! Таких праздников мы еще не встречали!!!» (Семья Коротаевых).

А вот что думают о празднике сами воспитанницы: «Мне очень понравилось проводить праздник. Замечательно, что я участвую в этом проекте. Я бы хотела продолжать и продолжать заниматься с детишками с ограниченными возможностями. Я всех – всех люблю, очень-очень» (Анастасия, воспитанница), «Мне очень все понравилось. Я  бы хотела еще раз приехать сюда» (Наташа, воспитанница), «Мне эта встреча очень понравилась. Я хочу проводить такие мероприятия каждый месяц. Мне было интересно … складывать пазлы вместе с ребятишками. Всем большое спасибо!» (Александра, воспитанница).

Занятия по четырем маршрутам проходили еженедельно на протяжении февраля – апреля и сентября — ноября 2013 года. Ведущими программ были специалисты Центра, преподаватели – наставники. К проведению занятий были привлечены 3 кандидата наук. С осени 2013 года к программам проекта присоседились 14 новых воспитанниц. Занятия стали местом встречи воспитанниц со своими наставницами. За весь период проекта было проведено 84 занятия.

В рамках занятий воспитанницы: прошли психологические тренинги; узнали, что такое молодежное добровольчество; приняли участие в социальных акциях «Белый цветок», Весенняя неделя добра; познакомились с деятельностью 6 некоммерческих организаций и объединений; попробовали свои силы в организации детских праздников для детей с ограниченными возможностями здоровья; разучили клубные танцы; изучили основы семейной жизни, уточнили и скорректировали свой профессиональный выбор; научились приемам управления своим психоэмоциональным состоянием и многое другое.

Успешной точкой проекта и продолжением маршрутов стала профильная смена «Академия социального успеха». Это первый в регионе опыт проведения профильной смены для воспитанниц и выпускниц интернатных учреждений совместно с наставницами. Содержанием смены стали не только развлекательные мероприятия, но и обучающие основам социального проектирования, социального предпринимательства, мультипликации занятия, социально-психологический тренинг. Не привыкшие к такой форме организации отдыха воспитанницы и выпускницы сначала высказывали неудовольствие. Но в итоге: участницами и наставницами было разработано и представлено к публичной защите 5 социальных проектов, в рамках школы мультипликации создано 2 мультфильма. Участницы смены познакомились с технологией социального театра и приняли участие в обсуждении 6 социальных импровизаций. С увлечением девочки приняли участие в подготовке и проведении «Карнавала сказок». Своими и впечатлениями о смене они поделились в отзывах. Вот некоторые из них:

«… запомнилось выступление волонтеров. Они показывали нам социальный театр. Было интересно, когда приезжали эксперты, и мы защищали свои проекты. Мы готовы их реализовать, Спасибо всем, кто был в лагере и проводил занятия для нас. Мы очень благодарны. Спасибо!!!».

«Мне очень все понравилось. Было очень весело. Спасибо всем специалистам, воспитателям! За эти дни я отдохнула всей душой. Большое спасибо. (Екатерина, КОГОБУ НПО ПЛ № 18).

«Мне понравилось все! Особенно понравилось занятие с психологом. Еще мне понравились проекты. Я готова раз в месяц проводить мероприятия по проекту – праздники для детей с ограниченными возможностями» (Настя, школа-интернат № 1 г. Кирова).

«Смена мне очень понравилась, хотя я не хотела сюда ехать. Очень понравились тренинги с Виктором Леонидовичем. Я много усвоила для себя нового. Очень понравились занятия по социальному предпринимательству. Понравилось создавать социальные проекты. Было трудно, но мы смогли и хорошо их защитили. Смена прошла на «УРА!». Желаю дальнейших продвижений этому проекту. СПАСИБО ЗА ВСЁ! Все  было круто! (Анжела, детский дом).

Авторы и команда проекта старались оказать влияние на существующие в общественном сознании стереотипы суждений о воспитанниках интернатных учреждений, как неуспешных и несостоявшихся людях. К обсуждению этой проблемы были привлечены журналисты, руководители и специалисты социальных и образовательных учреждений, представители аппарата ГФИ, уполномоченный по правам ребенка,  выпускницы школ-интернатов. Обсуждение прошло в рамках пресс – ланча «Успешность: новое восприятие социального потенциала воспитанниц интернатных учреждений». Откровением для многих стало суждение выпускницы школы-интерната № 6 (сейчас детский дом г. Кирова) Екатерины Машкиной (Исуповой): «Не успешны, потому что ленивы…». «Когда я заканчивала школу — интернат № 6, – говорит Екатерина — в нашей группе было 20 человек. Из них 15 – успешны, а 5 — нет. Вы нас оберегаете, когда мы в школе-интернате. Это снижает нашу самостоятельность. Не жалейте нас! Научите нас действовать самостоятельно. Самое трудное для меня было, когда я стала студенткой, это самостоятельно делать домашнее задание, заставить себя его выполнять… Нам очень много дают денег! Появилась даже такая практика, когда, доучившись до конца первого курса, выпускник «забирает» все, что ему положено и…, поступает в другое образовательное учреждение. Там все повторяется снова. Мы имеем право бесплатно поступать в любое образовательное учреждение до 23 лет…, но распоряжаться этим правом конструктивно мы не всегда можем…». К слову сказать, сама Екатерина – успешный человек, получивший образование, хорошую работу. Недавно Екатерина вышла замуж и вместе со своим мужем самостоятельно купили жилье. Вот как она об этом говорит: «Я купила себе свое жилье сама. Просто те деньги, которые получала от государства – копила. Когда появился в моей жизни друг, ставший моим мужем, мы с ним вместе приняли решение об этом. И сегодня у меня свое жилье»

В рамках пресс-ланча были выработаны ключевые послания разным целевым аудиториям, которые журналисты могут проводить в своих статьях и репортажах о воспитанниках, внося тем самым свой вклад в разрушение сложившихся стереотипов в отношении выпускников интернатных учреждений. Идея презентации успешных историй выпускниц воспитанниц интернатных учреждений продолжена в итоговом сборнике проекта « Как стать успешной?». Более 12 выпускниц разных лет поделились своими достижениями с воспитанницами на страницах сборника.

Важной точкой осмысления накопленного воспитанницами и наставницами в проекте опыта стали конференции «Достижения. Проблемы. Перспективы». Конференции собирали вместе всех участников проекта: специалистов, наставниц, воспитанниц. Особенно трогательной стала конференция по итогам проекта. Ее подготовили и провели наставницы проекта. Айсина Абашеева, Евгения Ромашова, Анна Соколова, Ольга Крылатова, Елена Валерьевна Волченкова, Марина Ивановна Лучинина подготовили разные формы творческой презентации итогов проекта, его ключевых событий. В форме мультипликационной сказки рассказана история проекта.

Ключевая идея творческой презентации – строительство Города Успеха, в домах которого поселились успешные люди – воспитанницы. Каждая воспитанница была представлена в творческой форме, стихами, в которых отмечены индивидуальные особенности и увлечения девочек. В рамках конференции была открыта Галерея проекта. В форме плаката девочки, вместе с наставницами, отразили значимые для них события проекта.

Красную ленточку открытия Города Успеха разрезала директор Центра, руководитель проекта – Нина Николаевна Ершова. Не обошлось открытие Города Успеха без важных гостей. Слова благодарности и восхищения о появлении на карте социальных отношений нового города — Города Успеха, сказала главный специалист – эксперт  департамента образования Кировской области Татьяна Ивановна Николаенко.

Обязательным атрибутом любого новоселья являются подарки! Девочки приготовили подарки своим наставницам ручной работы. А наставницы проекта получили в подарок антисрессовые игрушки.

Особым подарком для всех участниц стал сборник – альманах успешных историй выпускниц, воспитанниц и наставниц проекта с пожеланиями специалистов и руководителей, ведущих программ социального, образовательного и семейно-родственного маршрутов. Сборник-альманах «Как стать успешной?» – это коллективный труд всех участников проекта. 79 историй достижений и успеха отражены в сборнике!

Что преодолели девочки, как проект отозвался в их душах, они написали в итоговом сборнике проекта,

«Я очень рада, что попала в этот проект и спасибо ему большое. Сейчас я могу создавать свой бюджет, научилась правильно выбирать друзей и многому другому. У меня еще не все получается, но я стараюсь… Я узнала, что такое настоящая семья. Я поняла, что могу добиться большего! Если бы все снова, то я бы с удовольствием продолжала посещать занятия. Мне все понравилось. Хочу пожелать всего хорошего этому замечательному проекту!» (Вика, детский дом).

«Я научилась выражать свое мнение. У меня получается формулировать и выдвигать определенные идеи. В проекте я узнала много нового для себя. Лучшее для меня в проекте – тренинги с Виктором Леонидовичем! В свою копилку возьму все, что узнала!!! СПАСИБО!!!» (Маргарита, детский дом).

«Я достигла успеха в поисковой деятельности, подняла одного бойца. С 6 класс езжу на вахту памяти. Занимаюсь поисковой деятельностью, так как это значимо для страны, для народа. В проекте я научилась выбирать профессию, получила знания, как  выбирать молодого человека, научилась кататься на лошади. В свою копилку возьму знания по семейно-родственному маршруту, здоровому образу жизни, знания о том, как строить отношения с молодым человеком. (Лена, школа интернат № 1 г. Кирова)

«Я научилась говорить «нет» вредным привычкам. У меня появились новые друзья – наставники. Лучше в проекте для меня – это время, проведенное вместе с моими наставникам. Спасибо все наставникам! В свое копилку возьму все!!!» (Света, школа – интернат № 1 г. Кирова)

«Я научилась ориентироваться в городе и дружить. В проекте я узнала, как выходить из трудных ситуаций. Моими новыми друзьями стали наставницы. Лучшее в проект для меня – это занятия по семейно- родственному маршруту. Хочу сказать спасибо, что научили строить отношения». (Наташа, школа – интернат № 1 г. Кирова)

«У меня получилось все, что я хотела. Хочу пожелать девчонкам, которые пришли в проект, чтобы они не забывали советы и уроки наставников, применяли их. Это важно. Это главное, … слушайте все внимательно! Это пригодится. Спасибо Вам» (Александра, школа – интернат № 1 г. Кирова).

Проект – это преодоление и для наставников. Мало кто из студенток, будущих социальных работников и организаторов работы с молодежью на начальном этапе проекта отчетливо представлял, что это такое. Мало продекларировать свое желание стать наставником, труднее наполнить это определенным содержанием. Наставниками воспитанниц стали не только студентки, но и два доцента кафедры социальной работы Марина Ивановна Лучинина и Елена Валерьевна Волченкова, а также слушатели магистратуры по социальной работе. Наставниками проведена огромная работа. О своих тревогах, ожиданиях и достижениях они пишут в итоговом сборнике проекта.

«… мне удалось разрушить многие неправильные убеждения в отношении ребят, которые воспитываются в интернатных учреждениях и, как следствие, преодолеть страхи, вызванные этими стереотипами. Я познакомилась с работой нескольких государственных образовательных учреждений и их сотрудниками, получила бесценный жизненный и профессиональный опыт, расширила свои социальные контакты. Самое главное, я ощутила свою сопричастность к судьбе тех девочек, наставником которых я была, есть и буду, несмотря на календарные рамки проекта» (Евгения Ромашова)

«Я безумно рада, что мне выпала возможность пообщаться со столь открытыми, добрыми и «чистыми» людьми. В проект я вступила как наставница одной девочки, а по его окончании у меня их оказалась около десяти. Если счастье – это путь к успеху, то я вполне могу считать себя успешным человеком!» (Айсина Абашеева)

«Общение с девчонками полностью изменило мои представления о жизни детей, оставшихся без попечения родителей, об их проблемах и достижениях. Наши встречи с девочками, телефонные разговоры всегда были поводом для размышлений и самых разных эмоций. Хочется думать, что наше общение  не закончится с окончанием проекта, и мы всегда будем рады встрече друг с другом» (Марина Ивановна).

«Этот проект и общение с девочками, научил меня просто радоваться жизни, воспринимать ее такой, какая она есть. В каждом плохом, есть … плюсы, главное, уметь их видеть и выделять» (Вероника Черных).

«От наставничества я получила много положительных эмоций. Я познакомилась с замечательными людьми. Моя подопечная старается мне помогать при встрече. Я у нее научилась многому: отвлекаться и даже чуточку занялась спортом. Нам очень повезло. С нами работали прекрасные специалисты!» (Анна Шихалева).

«Когда я решила стать наставницей, нас готовили к обложке. Содержание же оказалась намного лучше, и я получила огромное удовольствие от общения с Викочкой. Это был новый опыт для нее и для меня. Вика очень позитивный и очень сильный человек. Я знаю, что она еще думает, кем стать. За время нашего знакомства она прошла путь от ветеринара к воспитателю. Но я уверена в одном, у нее все получиться. Есть силы и желание, а успех придет со временем» (Наташа Пушкарева).

Безусловно, своего успеха достигли специалисты и команда проекта. О своих достижениях, наработках руководители пилотных учреждений и специалисты проекта рассказывали на областных совещаниях, педагогических чтениях, круглых столах, пресс-ланче, и, конечно же, на итоговой региональной конференции «Социальная инклюзия воспитанниц интернатных учреждений: новые возможности». Участниками конференции стали 76 руководителей и специалистов 15 учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, 10 профессиональных образовательных учреждений, преподаватели и студенты социально-гуманитарного факультета гуманитарных специальностей ВятГГУ, наставницы, представители 6 общественных организаций.

В работе конференции приняла участие главный специалист – эксперт департамента образования Кировской области Татьяна Ивановна Николаенко, консультант Управления органов опеки и попечительства администрации г. Кирова Наталья Юрьевна Кислухина. Проект получил высокую оценку профессионального сообщества.

Зам. директора по УВР Яранского технологического техникума Татьяна Павловна Жаровцева, имеющая около 30 летний опыт работы с выпускниками интернатных учреждений, не без удивления отметила: «Как  хорошо, что в дополнение к нам есть еще организации, кому не безразлична судьба этих детей».

Валентина Павловна Ивановна, председатель Правления регионального отделения Всероссийского детского Фонда в своем выступлении подчеркнула огромную востребованность данного проекта и его практическую значимость, особенно по направлению семейно-родственного маршрута.

Татьяна Ивановна Николаенко, главный специалист департамента образования Кировской области  в своем выступлении отметила, что проект — это хороший старт для выпускниц в самостоятельную, взрослую жизнь. Наработки  проекта – замечательная научно-методическая база для педагогов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а «…главными  результатами  проекта считаю, что в Кировской области впервые разработана и реализуется региональная модель наставничества над воспитанницами интернатных учреждений из числа добровольцев, создана ресурсная сеть сопровождения воспитанниц»

Любовь Михайловна Лобастова, директор школы-интерната № 1 г. Кирова отметила, что «…о высокой результативности работы семейно-родственного маршрута свидетельствует повышение уровня ценности семьи и семейной жизни у воспитанниц. У девочек появилось желание помогать другим. Большая часть девочек реализует это желание через добровольческие практики в волонтерском отряде школы-интерната «Добрыня». Две участницы проекта поступили в педагогический колледж. Одним из мотивов выбора образовательного учреждения – желание помогать детям. У некоторых девочек за время участия в проекте поменялись жизненные установки, улучшилась успеваемость. Две девочки решили продолжить обучение в 10-11 классах и прилагают большие усилия в учебной деятельности. Одна из них девочка в проекте кардинально поменялась и превратилась из «гадкого утенка» в девушку, уверенную в себе, умеющую ставить цели. Большую роль в этом сыграли наставницы, которые помогли ей преодолеть внутренние комплексы».

Наталья Семеновна Кирилловых, зам. директора детского дома отметила, что «…каждая из девчонок … составила свою «карту счастья» и спроектировала свой дальнейший жизненный путь, состоящий из профессионального образования, трудоустройства, создания семьи и семейного очага».

Подводя итоги проекта, Нина Николаевна Ершова, директор Центра, руководитель проекта отметила, что «руководители и специалисты пилотных учреждений заинтересованно и с доверием поддерживали все проектные идеи, изыскивая временные, человеческие и иные ресурсы для их поддержки. Особая тема – девочки. Приятно видеть прирост «социального» и «личностного» в их жизни, уверенности и изменения отношения к себе, своему прошлому и будущему. Это только начало, только одна из сформированных точек опоры в настоящей и грядущей самостоятельной жизни. Однако это точка опоры наполнена важными знаниями, новыми умениями и друзьями, изменившимся восприятием себя и окружающих».

Мы много работали над тем, чтобы границы внешнего социального мира у девочек расширились, а территория их жизни стала богаче, содержательней и разнообразной. Однако выбор на территории своей жизни им предстоит делать самим. Очень надеемся, что указатели, расставленные в маршрутах проекта, определят правильный вектор их выбора и развития – в направлении успеха и достижений.

 

Цифровая характеристика проекта

 

Участниками проекта стали 27 воспитанниц учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 12 выпускниц интернатных учреждений, 25 добровольцев-наставников.

На завершающем этапе в мероприятиях проекта участвовали 55 воспитанниц и 65 добровольцев.

Всего в мероприятия проекта было вовлечено более 215 детей и взрослых.

К решению задач проекта привлечено 6 общественных организаций, 3 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высшее учебное заведение, 2  департамента Правительства Кировской области, представители аппарата ГФИ.

Разработаны Карты сопровождения для воспитанниц и наставниц проекта.

Разработаны 4 программы по образовательному, семейно-родственному, рекреационному и социальному маршрутам проекта. Разработана и апробирована новая услуга: социально-педагогическое сопровождение воспитанников интернатных учреждений на основе наставничества.

Для участниц проекта проведено 84 занятия, профильная смена «Академия социального успеха». Воспитанницам проекта оказано 35 услуг.

Воспитанницами совместно с наставницами было разработано и реализовано 5 социальных проектов, проведено 3 праздника для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитанницы и наставницы проекта стали участниками трех областных фестивалей: «Территория добровольчества», «Ее величество – семья», Областной фестиваль социальных спектаклей», более 10 развлекательно — познавательных мероприятий.

В проекте проведено 2 конференции для воспитанниц и наставниц, 2 круглых стола и 2 пресс — ланча для специалистов и журналистов, региональная научно — практическая конференция для руководителей и специалистов учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В проекте проведено исследование жизненных сценариев воспитанниц и выпускниц интернатных учреждений, издано 2 сборника, 8 буклетов общественных организаций и объединений, участников региональной сети сопровождения. В итоговом сборнике – альманахе проекта « Как стать успешной?» размещено 79 единиц историй успешности, дружбы и сотрудничества  всех участников проекта.

Результаты проекта представлены более чем на 5 мероприятиях международного, Всероссийского, межрегионального и областного значения, участниками которых стали более 500 специалистов и добровольцев.

Информация о проекте распространена через 28 публикаций на сайтах центра и организаций – участников.

По итогам реализации проекта Фондом поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, готовится сборник, где отразятся лучшие практики проекта.