point

г.Киров, ул. Карла Маркса 47

Извлекать уроки из трагедий, или Как не довести до беды. Рекомендации психолога

17 октября в Керчи подросток пошел убивать сверстников. 18 человек погибли, еще около 50 пострадали. Многие за эти дни уже пытались анализировать ситуацию, искать причины. Мы не будем пытаться понять, что произошло там. Вместе с психологом Центра социально-психологической помощи Виктором Ефремовым порассуждаем о том, какие психологические состояния могут привести к срывам.

Виктор Леонидович, почему ребенку сложно взаимодействовать с окружающими?

Причины бывают разные. Я бы даже расписал все по пунктам.
1) неправильный стиль воспитания в семье,
2) неуверенность, занижение или завышение своей самооценки,
3) повышенный уровень тревожности и страхов ребенка,
4) недостаточный уровень развития познавательной сферы (память, внимание, умение логически мыслить и правильно обрабатывать информацию),
5) несформированность основных социально-значимых навыков взаимодействия (например, познакомиться, извиниться, простить, умение высказать свою точку зрения,умение отказать, высказать свое требование, умение защитить себя от критики, правильно себя повести при агрессивном поведении другого ребенка),
6) агрессивность, лень, несамостоятельность, безответственность, как складывающиеся черты характера,
7) завышенные требования взрослых.

Родителям важно правильно научить ребенка взаимодействовать с одноклассниками, братьями или сестрами, учителями.

Что делать, если ребенка обзывают в классе — как реагировать и чем помочь?

Если ребенка что-то сильно задевает (обзывания, толчки, приставания), это первый сигнал для того, чтобы ребенка обучить простым и правильным способам отреагирования на ситуацию.  Если обнаружится, что у вашего ребенка, подростка заниженная самооценка, процесс помощи займет больше времени. Но если это только отсутствие навыка адекватной защиты от критики, то для этого нужно минимум одно обучающее занятие с ребенком (если это не признаки агрессивности). Ребенок будет уметь применять его и ему станет спокойнее.

Если эти приемы будут трудны для ребенка или кажется, что не действуют, то можно предположить, что у него — заниженная самооценка, тогда нужна помощь психолога, индивидуальные занятия или групповые тренинги.

Что делать , если ребенок агрессивно себя ведет?

Сначала нужно точно убедиться, что это проявление агрессии. Иногда ее путают с отсутствием навыков социального взаимодействия, или защитным механизмом, под которым кроется неуверенность и снижение самооценки( на глазок это может быть и не заметно- нужна консультация).

А каковы основные причины агрессивности?

Бывает такое, что взрослых все запрещают —  в семье культ запретов и завышенных требований.
Родителям нужно осознавать, что эти запреты действительно помогают развиваться ребенку. Спросите себя действительно ли вы любите ребенка, можно ли пойти навстречу ребенку и где-то быть мягче?
Обратная картина — это невыполненные желания ребенка. Требования ребенка нужно мягко и в разумных пределах ограничивать. Рамки должны быть четкими, но не тесными. Чем старше подросток, тем в большей степени следует обсуждать с ним эти рамки, чтобы находить компромисс.
Еще одна причина — обида или ущемленное самолюбие. В таком случае, родители должны проанализировать свое поведение и предположить, были ли за последние годы, месяцы, дни допущены обидные слова, ирония, шутки, недостаток внимания в свое время.

Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не следует.

Можно ли выделить какие-то типичные черты учащихся, склонных становиться агрессорами?

Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других, добиваясь своих целей. Они импульсивны и легко приходят в ярость. Такие люди не испытывают сочувствия к своим жертвам. Если это мальчики, то обычно сильнее других мальчиков.  Часто агрессивно себя ведут по отношению к взрослым, включая родителей и учителей.

Важно правильно и своевременно определить причину, которая привела к агрессивному поведению, и назначить курс коррекции, при необходимости и лечения.  Программа коррекции агрессивного поведения подростков включает в себя много пунктов, выбор которых зависит от степени агрессивности подроста, а также ее причин.

А какими могут быть причины? И как можно помочь?

Если это биологические факторы, такие как наследственность, злоупотребление алкоголем и наркотиками, антидепрессантами, гормональные нарушения, повышенный уровень паразитов в организме – то агрессивное поведение корректируется медикаментозно. В иных случаях задействуется психологическая коррекция агрессивного поведения – беседы (осознание собственных чувств и причин их вызвавших), тренинги (формирование навыков конструктивного взаимодействия), игры, рисунки и музыка, общение с природой и животными.

Если случаи агрессии повторяются, значит имеется комплекс причин, которые до конца не выявлены. Вам нужна консультация психолога. Нужно уточнить ваш стиль воспитания, больше понять ваши индивидуально-личностные особенности, степень наличия нарушений во взаимоотношениях с собственными родителями и причины поведения ребенка, узнать, как относятся к ребенку в школе сверстники, не травят ли его.

Если вы видите, что ребенок сам не справится, а вы для него недостаточный авторитет, приходите на консультацию в Центр социально-психологической помощи. Записаться можно по телефону 65-04-55