point

г.Киров, ул. Карла Маркса 47

Игра и игровая деятельность: семинар для психологов от 25 октября

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Об игре и ее возможностях в плане психологии поговорили на семинаре в рамках проекта «Городской семейный университет» 25 октября.

Почему именно игра? Такой вопрос задал Андрей Павлович Фирюлин, психолог НОУ ЦСПП, ведущий семинара в самом начале встречи. Играть легко, приятно, не трудно и увлекательно как детям, так и взрослым. Игра обладает потенциалом незаметно обучать человека каким-либо умениям. Например, во время игры в «Монополию» ребенок может научиться правильному взаимодействию с деньгами. Еще один важный плюс — в игре все равны, и дети, и взрослые.

Цельной классификации игр, объединяющих все многообразие, не существует. Поэтому ведущий привел в пример самые основные типологии.

  • По степени открытости правил. Здесь  игры бывают с фиксированными правилами, с открытыми (в них есть вариации) и закрытыми (в них заключаются скрытые закономерности, которые сложно вычислить).
  • По сферам жизни человека. Это физические, психологические игры, интеллектуально-творческие и социальные.
  • Классификация О. С. Газмана. Психолог делит игры на подвижные, сюжетно-ролевые, компьютерные, дидактические.

Безусловно, все типы игры разнообразны  и взаимоперетекаемы.

Особенно жаркий спор развернулась насчет такой актуальной темы, как компьютерные игры. Андрей Павлович рассказал, что любые игры могут принести вред, не только компьютерные. Опасность заключается в том, что правила и роли, которые прививает та или иная игра, являются усредненными, а настоящая жизнь, в которой человек так или иначе пытается применить данные в игре модели поведения, слишком многогранна.  И  некоторые компьютерные игры могут быть полезны, здесь главное соблюдать регламент — не более 2-4 часов игры в день и следить за тем, кто кого подчиняет — человек игру или игра человека? В целом, такие игры могут нести благо в плане введения в социальную жизнь человека. Доказано, что люди, играющие в онлайн-игры, легко сходятся со своими партнерами по играм в реальной жизни, так как им есть что обсудить. Беда компьютерных игр заключается в их массовой распространенности, в том, что она заменяет другие виды досуга — с этим нужно бороться.

Участники семинара рассмотрели технологии игровых методик. На чем же строится влияние игры? Во-первых, на психологической атмосфере, во-вторых, на правильном вовлечении в игру и объявлении ее правил (если все правила заранее не обговорить, то начнется хаос), и в-третьих, в средствах игры (фото, карточки, игровое поле, мизансцена игроков и ведущего).

Вторая часть занятия заключалась в детальном рассмотрении конкретных игр и в самом процессе игре, так как в этом плане очень важно самому педагогу и психологу прочувствовать, что же дает та или иная игра как средство обучения, воспитания и психологической коррекции.