Чем руководствоваться родителям при выборе детской студии развития?
Еще 16 лет назад детские студии развития детей дошкольного возраста в г. Кирове можно было пересчитать по пальцам одной руки: «Ладушки», «Улыбка», «Машенька» и 2-3 безымянные студии музыкально-эстетического воспитания при музыкальных школах. И, пожалуй, всё…
Сегодня перечень детских студий, предлагающих услуги родителям по развитию и обучению детей дошкольного возраста исчисляется не одним десятком. Как сориентироваться родителям в огромном море рекламных предложений? Чем необходимо руководствоваться родителям при выборе детских студий развития. Давайте по-рассуждаем вместе.
Детская студия – это не только пространство для развития вашего малыша, это важная часть его жизни. Он не просто готовится здесь к тому, чтобы пойти в детский садик, школу. В этом пространстве он познает себя (что может, умеет, почему получается или не получается что-то), впитывает отношение к себе (как его оценивают другие дети, взрослые), учиться относится к другим (детям и взрослым, окружающему миру). В этом пространстве он развивается, обучается и формируется как личность.
В таком пространстве важно все: как оборудовано пространство, как в нем встречают ребенка, как радуются его успехам, как поддерживают и помогают преодолеть неспешность и неумелость, как учат поверить в свои силы, стать успешным, как поддерживают его любознательность…
Главной фигурой, формирующей ткань такого пространства, остается педагог, умный и заботливый взрослый, любящий и понимающий, строгий и внимательный… Поэтому при выборе студии родителям важно поинтересоваться, кто будет работать с их малышом, есть ли опыт студийной работы. Многие студии предлагают посетить пробные занятия для детей и родителей. Это одна из возможностей посмотреть педагогическую «умелость и сердечность» педагога. Никакое многообразие развлекательных и привлекательных средств обучения не может заменить на дошкольном этапе умного взрослого. Профессионализм педагога — одно из главных условий успешного развития дошкольника.
Однажды в поезде разговорилась с молодым папой. Он искренно высказал свое суждение о том, что каждый должен заниматься своим делом: он, как бизнесмен, зарабатывать деньги, а педагог – учить и воспитывать. Ему проще отдать деньги педагогу, пусть воспитает достойного человека. Ему некогда вникать в нюансы современного образования и то, как справляется с ним его ребенок, что он испытывает, с чем сталкивается, что переживает. Мы не разделяем эту точку зрения. Опыт показывает, что ребенок успешнее овладевает образовательной программой, если видит заинтересованность со стороны родителей. Ему важно, чтобы мама и папа разделили его успешность, поддержали его любознательность, порадовались его первым поделкам и рисункам. При выборе студий родителям следует обратить внимание на «открытость» проводимых занятий. У родителей должна быть возможность посещать занятия, интересоваться успехами, достижениями и трудностями ребенка. Хотелось бы обратить внимание родителей на то, как важно их присутствие на занятиях для ребенка. Не игнорируйте, не ссылайтесь на занятость, не спешите в магазин! Найдите время ближе познакомиться с пространством развития вашего ребенка.
Близость нахождения студии к месту проживания является важным факторам ее выбора родителями. Однако, важен не только факт близости, но и наличие у студии опыта работы, содержание предлагаемых программ. Поинтересуйтесь, по каким программам работает студия, какие занятия предлагает, как они обеспечены игровым и методическим материалом.
Дошкольный период – основа всего последующего развития ребенка. Родители часто спрашивают нас, педагогов: «Скажите, кто мой ребенок: математик? гуманитарий? художник?». Ответить однозначно в этом возрасте трудно: все находится в стадии формирования и развития. Способности детей развиваются в разных видах деятельности. Поэтому при выборе студии родителям следует ориентироваться на те, которые предлагают комплексные образовательные программы. Вы можете возразить, что ребенку не нравится рисовать, танцевать или ходить на музыкальные занятия. Скорее всего, вы сами не считаете это важным для своего ребенка. Научиться читать, считать, решать примеры, или изучать языки, это важно, это пригодится. Но в развитии все взаимосвязано. Овладение ритмом или технологией лепки способствует развитию мелкой моторики, что важно при письме и речи. Музыкальные, танцевальные и художественные занятия помогают детям выразиться себя, рассказать о своем настроении, чувствах, переживаниях. Игры с предметным материалом способствуют овладению детьми сложными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением.
Дошкольный период – начало формирования общеучебных, социальных, коммуникативных и иных умений, важных для успешной учебы в школе. Правильно организованные занятия в студиях, при поддержке своего ребенка со стороны родителей, позволяют сформировать основы учебной мотивации, иными словами, сформировать у ребенка желание учиться. Дело это не простое. Достигается такой результат не только усилиями педагога, старанием ребенка и поддержкой его родителями, но и разнообразием занятий. Ходить в студии ребенок может только потому, что там есть занятия, где можно рисовать, лепить или петь. Это создает настроение, эмоциональную привлекательность, приносит удовлетворение, а значит, … способствует формированию познавательной мотивации: заниматься нравится!
Все эти условия созданы в детских студиях нашего Центра: «Улыбка», «Машенька», «Созвучие». В течение 16 лет, год за годом, мы тщательно выверяли, формировали, создавали развивающее, принимающее, обучающее, помогающее пространство развития для детей и родителей. Ждем вас на наших занятиях!
М.Бородатая, руководитель и педагог детских студий развития НОУ ЦСПП
31 августа 2011