point

г.Киров, ул. Карла Маркса 47

Беседы и размышления о жизни …

со своими подопечными из школы-интерната п. Торфяной наставники строят на сказках, знакомых всем с детства. Сказки «Три поросенка», «Федорино горе» стали основой для глубокого, обстоятельного разговора о будущей семье, своем доме, наполненности своей жизни.

2

Первая наша беседа была посвящена теме дома и семьи. Для начала разговора мы устроили коллективное прочтение уже знакомой всем сказки «Три поросенка». Читали все, и наставники, и ребята. Стали обсуждать, почему же развалились дома Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа? Оказалась, что они были сделаны не из прочного материала, «на быструю руку», не продуманно, на временное пользование, без учета того, что в сложной ситуации данные дома вряд ли уберегут от опасности. Каким должен быть прочный дом? Какой дом мечтали бы построить ребята в своей жизни? Сколько этажей? Кто там будет жить? Зачем в доме нужен фундамент? Что он олицетворяет собой? От чего будут защищать стены и крыша дома? Кто будет входить в этот дом через дверь? Что можно увидеть из окон дома? Ответы на все эти вопросы ребята отразили в рисунке своего дома и в рассказе о нем. Работали вдохновенно, с большим интересом! Получилось очень здорово!!! Многие никогда не задумывались о своем доме. Сейчас у ребят появилась мечта, построить свой дом в жизни. А это уже цель! Есть ради чего стараться.

Конечно, не все участники восприняли задание нарисовать свой дом, буквально. Одна участница выполнила задание формально, схематично, набросала непонятные контуры дома. Но когда увидела работы других ребят, послушала их рассказы, переделала свою работу. На листке бумаги вырос многоэтажый дом, а рисунок сопровождал продуманный рассказ!

Ребятам очень понравилась такая форма работы. И в следующую поездку мы спланировали тоже беседу. Но тема была уже другой – «Жизнь – полная чаша».

5

За основу разговора взяли книгу «Федорино горе». Все участникам досталось прочитать по 1 странице. До сих пор удивляемся, как будто специально в руки попалась книжка с нужным количеством страниц. Книга помогла нам начать разговор о посуде, материалах, из которых она изготовляется. Спросили ребят, а из какого материала сделаны они, как чаши жизни. Ответы ребят были предсказуемы: стекло, фарфор, хрусталь … То есть, чаши-то их жизни сделаны из очень хрупкого материала. Одно неосторожное движение, и, разобьются,… Говорим с ними о бережном отношении к друг другу, о драгоценности каждой чаши, и, предлагаем нарисовать свою жизнь в виде той, посуды, образ которой похож на их жизнь.. И на листках бумаги стали появляться чаши, вазы, колбы и другие сосуды. Ребята очень старались, украшали свои сосуды рисунками. Горлышки сосудов у всех получились разные. У кого – то очень узкие, что даже невозможно увидеть, что в сосуде? У кого-то очень широкие, готовые к наполнению. Пришло время по размышлять об их наполнении. Что в сосудах? Насколько они заполнены? Чем? Чем бы хотелось дополнить свои сосуды?

Мы, наставники, рисовали свои чаши. Как и ребята, рассказывали о них свои истории. Ребята обратили внимание на наполненность наших чаш. Сами ответили на вопрос, почему так? «Это для того, чтоб передать нам свои знания, опыт и умения, чтобы наши сосуды тоже были полными», — сказали ребята.

Такая форма общения пришлась по душе и нам, наставникам, и нашим подопечным. На встречи – беседы приходят ребята, у которых пока нет наставников. Это их добровольное решение об участии. Мы не возражаем.

Нашей команде наставников пришло понимание, что ребятам надо помочь выбрать правильные ориентиры в жизни, научить их мечтать, размышлять над своей жизнью и достигать поставленных целей. А главное – заглянуть в себя, принять себя, разобраться в себе, строить СВОЙ ХРАМ, дом, отношения на правильном и прочном фундаменте. Нам хочется, чтобы ребята заменили сломанные камни из фундамента своей жизни (боль, обида, горечь, не прощение), на другие, прочные и долговечные, — любовь, семья, мечта, доброта.

Мы увидели живой интерес в глазах детей. Они охотно принимали участие в обсуждении предложенных тем, фантазировали, мечтали, делали выводы. Они посмотрели на себя друг на друга другими глазами, потому что каждый немного приоткрыл что-то личное в своей жизни.

Они приняли нашу форму общения и с нетерпением ждут новых бесед за круглым столом живого общения, раскрывающего грани своего Я и окружающего мира.

Т.Г. Сидорова, наставница