Провокационные фотографии ребенка в интернете. Разбираем ситуацию с психологом

На минувшей неделе общественность всколыхнул скандал, который произошел с дочерью мэра Сосновки Вятскополянского района Кировской области. Она разместила в соцсетях фотографию, на которой прикрыла грудь Библией. Эта история вышла на федеральный уровень и последовали реакция, которая касается не только девочки, но и ее семьи. Мы попросили нашего психолога Виктора Ефремова рассказать о том, почему такое происходит, что побуждает детей публиковать свои откровенные и вызывающие негативную реакцию снимки и что делать родителям, чтобы предупредить такие поступки.

— Виктор Леонидович, если отбросить все нюансы, которые сопровождают конкретно эту историю, ведь мы не знаем ни особенностей воспитания, ни ситуацию в семье, то какой основной мотив движет подростками, когда они выкладывают провокационные снимки в интернет?

  • У подростков есть целая группа потребностей, которые они стремятся удовлетворять. В данном случае возможно говорить о трех из них. Это потребность во внимании, потребность в общении и в принятии сверстниками, а также потребность в творческом самовыражении.

— Если рассмотреть абстрактный случай, когда подросток выкладывает свои интимные или «запрещенные» фото в соцсетях, то как бы вы охарактеризовали чувства, которые он испытывает?

  • Подросток скорее испытывает чувство собственной значимости и желание понравиться, желание положительной и восхищенной оценки окружающих.

— Думает ли он в тот момент о последствиях?

  • В такие моменты подросток чаще всего очень сильно сосредоточен только на удовлетворении сиюминутных ощущений и ближайших реакций.

— Что делать родителям, чтобы такого не произошло? Запреты, контроль помогут?

  • Запреты и контроль помогают до младшего школьного возраста. Это может жесткое ограничение быть со стороны родителей, а может быть обычный серьезный разговор и установление необходимых рамок поведения. Я сейчас не имею в виду конкретную ситуацию. Имеется в виду, к какому стилю воспитания еще до начала подросткового возраста приучают родители ребенка, чтобы он уже привык к определенной системе требований. В более старшем возрасте, начиная с 11-12 лет следует оговорить возможные ситуации и, главное, спросить подростка о возможных последствиях. Учить заглядывать наших взрослеющих детей заглядывать дальше существующего момента и прогнозировать свои действия и возможные последствия.

— Если же такое случилось, и (как в этой истории) получило резонанс, как дальше жить ребенку, у которого накаляется обстановка не только в семье, но и со сверстниками, с окружением?

  • Искренне извиниться перед родителями, во-первых. При взаимодействии со сверстниками спокойно выражать свои чувства тем сверстникам, чье поведение (осуждение, сарказм, пошлости) не нравится.

— А как вести себя родителям? Ведь им тоже непросто.

  • Родителям сложно. Но если ранее системных ошибок в воспитании не было и не нужно предпринимать каких-то серьезных мер, то нужно воспринимать данное действие своего ребенка как серьезную, но ошибку. А ошибки – это опыт человека. Ошибки прощают, прежде проанализировав, какие выводы стоит сделать из этой ситуации.

— Что поможет семье вернуться в нормальное русло отношений? Как вести себя подростку в школе?

  • В такой ситуации конкретно сложно сказать, так как нужно учитывать и индивидуально-личностные особенности родителей, особенности взаимоотношений подростка со сверстниками, уровень развития подростка, стиль воспитания и др. Главное — продолжать жить, создавая или поддерживая семейные ценности и продолжать проявлять любовь. Чем сильнее будет эмоциональная зависимость от этой ситуации у всех участников произошедшего, тем дольше затянется этот процесс. Но «тучи рано или поздно рассеются и обязательно выглянет солнце».

— В Вашей практике были подобные случаи?

  • Такие случаи были, и один совсем недавно. Там ситуация была довольно глубокая по запущенности (в плане контроля родителей за ребенком), поэтому пришлось встречаться больше трех раз для регулирования проблемы.

— Как Вы считаете, с какими подростками это может случиться? Кто в группе риска?

  • Можно отнести подростков, которые испытывают какие-то трудности по жизни, которые чаще связаны с системой взаимоотношений в семье и со сверстниками, а также дети, которые имеют уровень жизнеобеспечения выше среднего.

— Нужно ли разговаривать с детьми и показывать примеры того, как нельзя? Не спровоцирует ли это желание им попробовать тоже?

  • Все зависит от личностных особенностей ребенка, уровня взаимопонимания с ребенком, его личностной зрелости. Поэтому однозначно сказать нельзя. Родитель это должен почувствовать сам.

— Спасибо, Виктор Леонидович. Где могут получить консультацию родители, если столкнулись с подобной проблемой?

  • В Центре социально-психологической помощи на Карла Маркса, 47. Записаться можно по телефону 65-04-55.
Опубликовано: 11 апреля 2018

Пост был полезен? Поделись с друзьями: