Марина Бородатая: «Каждое занятие — маленький спектакль».

Что только не делают сегодня студии развития в «угоду» своим клиентам – родителям! Ведь они являются основными «заказчиками» образовательных услуг для своих малышей. На первый взгляд, это справедливо. Но только на первый взгляд… Ответственность  лежит на организаторах и педагогах студий развития. О том, что важно учесть при организации  обучения ребенка, мы поговорили с Мариной Бородатой, заместителем директора Центра социальной и психологической помощи.

— Марина Николаевна, от кого зависит успех посещения студии развития в первую очередь?

— Первое и главное условие – это любящий, внимательный, заботливый и компетентный взрослый – педагог, при обязательном участии в образовательном процессе значимого для ребеночка близкого человека, мамы или папы. Причем, в процессе занятия, (как впрочем, и за его пределами) педагог и значимый взрослый – главные союзники, партнеры, объединяющие усилия в развитии и обучения малыша. У этого педагогического дуэта одна партитура, с помощью которой передается накопленная человечеством информация, материализованная в игрушках, стихах, песенках, движениях, потешках, сенсорных образах… Если передавать ее однообразными средствами, фальшиво, отстраненно, без любви и творческого подхода, без учета особенностей маленького слушателя и деятеля, базовая картина мира ребенка станет искаженной.
Важным ретранслятором информации для ребенка является значимый для него взрослый – мамочка! Сказанное ею слово, ее показ, заинтересованное и увлеченное участие в разных видах обучающей деятельности на занятии являются камертоном эмоционального настроения ребеночка.

— Обязательно ли присутствие родителей на занятиях?

— Обучающее занятие в студии — еще одно пространство формирования привязанности у малыша, того базового образования, которой является основой построения отношения ребеночка к себе и к другим, окружающим его людям. Сознательное или бессознательное исключение родителей себя из этого процесса, это упущенные возможности воспитания малыша как успешного, уверенного, умелого человека. От того как родитель оценивает своего малыша, как радуется его маленьким победам и сотрудничает с ним в совместной образовательной деятельности, прочно и последовательно «укладываются» кирпичики информации, формируется увлеченность и интерес к познавательной деятельности и происходит невидимая работа по укреплению доверия и привязанности мамочки и малыша.

— Какова же тогда роль педагога?

—  Педагог выступает дирижером образовательного процесса. Он – главное передающее устройство накопленной человечеством информации. Тщательно, продуманно, взвешено, последовательно отбирается игровой дидактический материал к занятию, пишется его сценарий. Детально продумываются действия малыша и мамочки на занятии, готовятся необходимые к занятию «декорации». Каждое занятие – маленький спектакль! Нужно не просто «отыграть» продуманные педагогом действия, но и управлять сложным процессом «игры» каждого участника занятия. Педагоги студий развития «Машенька» и «Улыбка» владеют эти мастерством в совершенстве.

— То есть, говоря об учебе, вы проводите параллель с созданием произведения искусства?

— Педагоги студий — и режиссеры, и дирижеры. В поле зрения необходимо держать всю палитру отношений участников занятия образовательного процесса: отношение малыша к занятию, отношения мамы и малыша, отношение между детьми и их родителями. Большая работа педагогического оркестра всегда успешна: результаты и достижения группы – это результат и достижение каждого участника занятия.

— В отзывах одной из студий развития был такой комментарий от родителей: «…А мне нравится, что они сидят за партами…». Как в ваших студиях «Машенька» и «Улыбка» строятся занятия?

-Мне немного жаль маму, которая радуется тому, что ее малыш уже сидит за партой… Не рано ли мы, родители, дистанцируемся от своих детей, принимая позицию стороннего наблюдателя, исключая себя из процесса формирования значимых, доверительных отношений с собственным малышом? Пока еще есть возможность, будем рядом! Вместе потанцуем, поползаем, поиграем, попоем, порассказываем стишки, вместе со своим малышом овладеем разными техниками изобразительного и прикладного творчества. Научимся сопереживать и поддерживать! Научимся радоваться и поощрять инициативу.
Сейчас мы активно приглашаем малышей и их родителей на удивительные педагогические интерактивные спектакли образовательной программы «Играем вместе с мамой» к двум замечательным педагогам, режиссерам и дирижерам детских студия развития «Машенька» и «Улыбка» — тете Кате и тете Свете, экспертам и мастерам раннего развития детей. Квалифицированные педагоги Зорина Светлана Анатольевна (студия «Улыбка»), Прилукова Екатерина Евгеньевна (студия «Машенька») реализуют образовательную программу — «Играем вместе с мамой».

— Чем интересна эта программа?

— Программа разработана и реализуется в Центре 23 учебный год. Это значит, что содержание программы выверено временем, программе доверяют и высоко оценивают малыши и родители. За время ее реализации обучение по программе прошли более 2 500 малышей. Кстати, первые выпускники программы уже закончили вузы.
Наш методический кабинет насчитывает более 5 000 единиц методического, игрового, сенсорного оборудования, мягких модулей, развивающих дорожек. На каждом занятии малыши и родители участвуют в разнообразных видах развивающей деятельности – развитие речи, крупной и мелкой моторики, логики, конструирование, игротека, изобразительное и прикладное творчество, пение, танцевальные движения, физкультура. Для детей проходят занятия с водой, песком, фитболами, в сенсорной комнате. На каждом занятии звучит «живая» музыка: аккордеон и пианино. Занимаются педагоги индивидуально и в группах. А еще у нас проходят детские коллективные тематические праздники: «Осень в гости к нам пришла», «Новый год», «Праздник мамочки любимой», «Весна — красна», «Здравствуй, лето красное», «Посмотрите — Я подрос!».

— Чему научатся малыши после таких занятий?

— Они приобретут базовые знания об окружающем их мире, овладеют разными техниками изобразительного и прикладного творчества пальчиковое, трафаретное рисование, рисование кистью, посыпка, аппликация, лепка из пластилина и соленого теста, работа с природным материалом, познакомятся с гласными звуками и складами, разовьют фонематический слух.

— Присутствие на занятии взрослого обязательно?

— Да. Это и для них учеба. Они совершенствуют свои родительские компетенции в вопросах воспитания своего малыша. К тому же они получат первичную информацию о склонностях и способностях, направленности развития их ребенка.

— Зачем детей водить в студии развития, может, достаточно домашних занятий?

— Ранее обучение – это создание хорошего старта для дальнейшего социального и личностного развития малыша. Они получают навык учиться и даже получать удовольствие от этого процесса. Малыши знакомятся с новыми друзьями и расширяют круг общения. Ребенок учится находиться в группе, получает опыт взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми. Это «мягкая» адаптация в детскому саду. Родители отмечают, что благодаря занятиям в студии ребенок готов к посещению других институтов его социализации, будь это кукольный театр, цирк или какие-то творческие или спортивные кружки. Ребятишек, прошедших обучение, отличает умение слушать, слышать, выполнять задание по образцу, словесной инструкции, эрудиция, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, значительно расширяется словарный запас ребенка, активизируется его речь.

Опубликовано: 9 февраля 2018

Пост был полезен? Поделись с друзьями: