Маршруты успеха

  1. «Маршруты формирования социального успеха детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основе технологии наставничества» — проект — победитель конкурса «Семейный фарватер» 2016, 2017, 2018 г.г. Реализуется при поддержке Благотворительного фонда Тимченко.

Руководитель проекта: Нина Николаевна Ершова, директор ЧУДОРСП «Центр социально —

психологической помощи».

Фокус проекта: внедрение модели повышения социальной компетентности воспитанников и выпускников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на н основе технологии наставничества и расширение масштабов ее применения.

Целевые направления реализации проекта:

  1. Совершенствование практики повышение социальной компетентности воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основе технологии наставничества

Аннотация практики. У воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должен быть наставник, старший друг, который является его помощником в развитии его социальных компетенций и точкой опоры в начальный период самостоятельной жизни. Добровольцы из числа студенческой молодежи, взрослого сообщества, проходят обязательное собеседование, образовательный минимум и практикую подготовку. На основании совместной деятельности и взаимных симпатий в период практического этапа подготовки (мероприятия, программы и др.) формируются пары «воспитанник – наставник». Решение о создании таких пар оформляется многосторонним договором сроком не менее чем на 1 год.

Базовые ценности при реализации Практики:

Чтобы воспитанники интернатных учреждений могли успешно адаптироваться в социуме в начальный период самостоятельной жизни важно сформировать у них социально-значимые связи, «точки опоры» в лице наставников, способных помочь им преодолеть иждивенчество, социальную эксклюзию, укрепить свои ресурсные возможности. Организация наставничества на безвозмездной основе способствует раскрытию внутренних ресурсов у воспитанников, формированию социальных компетенций, значимых для самостоятельной жизни. Объединение усилий в рамках общественно — государственного партнерства специалистов организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служб сопровождения, наставников – добровольцев является важным фактором комплексной поддержки воспитанников на этапе начала успешной самостоятельной жизни.

Социально-психологическая суть Практики, механизм достижения результатов для целевых групп

Механизмами, обеспечивающими достижение результатов для целевых групп, являются:

информационный: набор добровольцев – наставников, информирование воспитанников о технологии наставничества и ее возможностях в их успешной социализации, информирование жителей о практиках наставничества через сайт организаций и СМИ, взаимоинформирование участников общественно-государственного партнерства;

обучающий: обучение наставников, обеспечивающее формирование их социально-психологической и мотивационной готовности к наставничеству; обучение специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служб сопровождения в области социального партнерства, организации сопровождения воспитанников с привлечением ресурса наставничества, мониторинга и оценки их эффективности; обучение воспитанников по программа повышения их социальной компетентности в области социальной, личностной и семейной идентичности;

консультационный: обеспечение индивидуальной консультативной помощи наставникам в процесс сопровождения наставников;

—  имиджевый: проведение слетов и заседаний Клуба наставников, презентация опыта лучших практик на площадках Гражданского форума, сайтах Центра и Общественной палаты Кировской области, поощрение наставников Благодарственными письмами Центра и организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социально-психологической основой практики является добровольный характер союза «наставник- воспитанник» при организующей и координирующей роли  специалистов Центра.

  1. Распространение практики

Механизмы распространения практики:

обучающие семинары, межрегиональные стажировки, мастер – классы для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— обобщение результатов практики и опыта ее участников в сборниках Центра;

— издание и распространение методических материалов (сборников, буклетов, презентаций, роликов) о наставничестве среди специалистов и наставников;

— организация и участие в публичных мероприятиях: круглых столах, мастер-классах, конференциях, педагогических чтениях, работе площадок Гражданского форума Общественной палаты Кировской области;

— размещение информации о мероприятиях проекта  на  сайтах Центра и организаций-партнеров;

— выступление на ТВ и радио по тематике проекта.

  1. Мониторинг и оценка результатов практики

Задача направления: разработать и апробировать пакет измерительно-оценочных материалов мониторинга и оценки эффективности модели повышения социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основе технологии наставничества, повысить организационный потенциал Центра по процедуре проведения мониторинга и оценке.

Механизмы реализации:

— развитие практики оценки с участием детей, проведение 2 фокус- групп;

-разработка инструментария мониторинга и оценки эффективности практики;

— повышение уровня компетентности специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся безе попечения родителей в области мониторинга и оценки;

— издание и распространение среди специалистов сборника «как измерить и оценить эффективность наставничества?»